Психомоторное развитие детей первого года жизни.

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды. 

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни.

Новорожденный
Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.
Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.
Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.
Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц.
Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.
Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.
Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».
Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца.
Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.
Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.
Речь – в конце второго месяца появляется гуление.
Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.
Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца.
Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.
Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.
Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.
Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.
Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.
Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца.
Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).
Слух – различает голоса близких.
Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.
Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.
Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.
Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев.
Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.
Слух – прислушивается к музыке.
Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.
Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.
Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.
Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев.
Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).
Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.
Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).
Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.
Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.
Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев.
Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.
Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.
Речь – элементы лепетной речи.
Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.
Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.
Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев.
Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.
Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».
Речь – активный лепет, слоговая речь.
Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».
Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.
Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев.
Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.
Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».
Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).
Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.
Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.
Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев.
Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.
Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.
Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.
Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.
Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.
Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев.
Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.
Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).
Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.
Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.
Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.
Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев.
Зрение – узнает многие предметы на картинке.
Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).
Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.
Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.
Эмоции – появляется сопереживание.
Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.


Томлёнова Ирина
Томлёнова Ирина
Олежка
18 лет
Кисловодск
4349933

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Давыдова Алла
Давыдова Алла
Калининград

почему такие рубрики «зрение», «слух» и т.д., а следующее за ними содержание относится совершенно к другому ?! Например: в 10 месяцев «Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.» Но это говорит не о качестве зрения, а о развитии речи и мышления, об уровне развития сознания. Так можно разбирать почти по каждому пункту.

В специальной литературе есть ориентиры, когда надо бить тревогу. Их действительно надо знать маме, чтобы чего-то не пропустить. Предлагаю познакомиться.

Схема развития ребенка до 3 лет (критические сроки)

Умение ползать. Когда ребенок постепенно учится ползать, следу­ет обратиться к врачу, если:

·к концу 1-го месяца жизни он в вертикальном положении не мо­жет на мгновение удержать головку;

·к концу 2-го месяца он не может приподнять головку на 5 сан­тиметров от поверхности и удержать ее;

·к концу 3-го месяца он не может, лежа на животе, удержать головку в течение 1 минуты;<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» />

·к концу 4-го месяца он не может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья;

·к концу 5-го месяца он плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину;

·к концу 6-го месяца, лежа на животе, он не может дотянуться до игрушки;

·к концу 8-го месяца он еще не может ползти назад;

·к концу 9-го месяца он не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед;

·к концу 11-го месяца он не может ползать на четвереньках.

·Умение сидеть. Следует насторожиться, если:

·к концу 2-го месяца ребенок совершает хаотичные движения ручками и ножками;

·к концу 3-го месяца он не может удержать головку хотя бы на полминуты в вертикальном положении;

·к концу 4-го месяца головка у него отклоняется назад в тот мо­мент, когда его поднимают из положения лежа на спине;

·к концу 5-го месяца он неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки из положения лежа на спине;

·к концу 7-го месяца он при поддержке за руку родителей не пыта­ется сесть;

·к концу 9-го месяца он при сидении плохо удерживает равновесие или не может повернуться вокруг своей оси;

·к концу 11-го месяца он не может сидеть с вытянутыми ногами.

·Умение ходить. Нужно обратиться к врачу, если:

·к концу 4-го месяца ребенок, когда его поддерживают в вертикаль­ном положении под мышками, не пытается опереться на стопы;

·к концу 6-го месяца он в таком же положении не «пританцовывает»;

·к концу 8-го месяца он не может короткое время стоять при поддержке за руки;

·к концу 10-го месяца он не пытается стоять, удерживаясь за мебель или стенки манежа;

·к концу 11-го месяца он не может передвигаться, держась за опору;

·к концу 12-го месяца он не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого;

·к концу 13-го месяца он не может самостоятельно стоять в течение минимум 10 секунд;

·к концу 15-го месяца он не может свободно пройти 20 шагов;

·к концу 16-го месяца он не бегает свободно;

·к концу 20-го месяца он не может без поддержки пнуть мяч;

·к концу 30-го месяца он не может без поддержки спуститься по лестнице;

·к концу 36-го месяца он не может в течение секунды без опоры удержаться на одной ноге.

·Формирование хватательных движений. При формировании осоз­нанных хватательных движений следует насторожиться, если:

·к концу 3-го месяца ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету, который держат перед ним;

·к концу 4-го месяца он не разглядывает свои ручки;

·к концу 5-го месяца он не может уверенно протянуть ручку к иг­рушке;

·к концу 6-го месяца он не может ухватить кубик;

·к концу 8-го месяца он не может удержать между указательным и большим пальцами пуговицу;

·к концу 9-го месяца он не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать шапочку или платок с головы;

·к концу 12-го месяца он не может удержать одной рукой 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому;

·к концу 18-го месяца он не может построить башню из 3 кубиков;

·к концу 20-го месяца он не может чертить прямые линии;

·к концу 24-го месяца он не может отвинтить крышку от банки;

·к концу 33-го месяца он не может аккуратно есть суп ложкой;

·к концу 36-го месяца он не может налить воду в чашку.

·Слух и зрение. Подозрения в нарушении слуха и зрения могут воз­никнуть, если:

·к концу 1-го месяца ребенок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча карманного фонарика вправо-влево;

·  к концу 2-го месяца он не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из сто­роны в сторону;

·  к концу 3-го месяца он не ищет глазами, откуда звенит колокольчик;

·  к концу 5-го месяца он не прекращает плакать, когда слышит му­зыку или пение матери;

·к концу 6-го месяца он уверенно не реагирует на шуршание бума­ги, находящейся вне поля его зрения;

·  к концу 7-го месяца он не может стучать кубиком по столу;

·к концу 8-го месяца он не прислушивается к разговору взрослых;* к концу 9-го месяца он не может стучать кубиками друг о друга;

·  к концу 10-го месяца он не сбрасывает игрушки со стола;

·  к концу 12-го месяца он не проявляет интереса к автомашинам;

·к концу 15-го месяца он не пытается отыскать игрушку, которуюспрятали у него на глазах;

·к концу 24-го месяца он не может отличить съедобное от несъедобного;

·к концу 32-го месяца он не может выложить кубики в одну линию.

·Развитие речи. Признаки нарушения развития речи налицо, если:

·к концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормле­нием;

·к концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают;

·к концу 5-го месяца он не произносит отдельные звуки или слоги(га-га, ба-ба); не пытается, находясь на руках у матери, отыски­вать глазами те предметы и тех людей, которых она называет («где папа?»);

·к концу 7-го месяца он не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;

·к концу 9-го месяца он не может повторить за взрослым 8 различ­ных звукосочетаний и слогов;

·к концу 10-го месяца он не машет головой в знак отрицания или несогласия либо ручкой в знак прощания;

·к концу 12-го месяца он не может произнести ни слова, не при­слушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);

·к концу 15-го месяца он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа»;

·к концу 20-го месяца он не может произнести 6 осмысленных слов;

·к концу 24-го месяца он не может показать части тела, которые ему называет взрослый;

·к концу 29-го месяца он не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»;

·  к концу 36-го месяца он не может показать, какая линия из трех самая длинная;

·  к концу 37-го месяца он не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

·Развитие ребенка в социальном плане. Обратитесь к врачу, если:

·  к концу 1-го месяца ребенок не прекращает кричать, когда матьприкладывает его к груди или прижимает к себе;

·  к концу 2-го месяца он не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;

·  к концу 3-го месяца он не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с ним или улыбается ему;

·  к концу 4-го месяца он не выражает радости, когда с ним играют;

·  к концу 5-го месяца он не прекращает плакать, когда с ним заго­варивают; не может отличить доброжелательность или недоволь­ство в тоне и мимике;

·  к концу 6-го месяца он не просится «на ручки», протягивая свои ручки к взрослому;

·  к концу 7-го месяца он не ласкается к матери или близкому чело­веку;

·  к концу 9-го месяца он не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердится, когда у него отбирают игрушку;

·  к концу 10-го месяца он не повторяет или не имитирует такое действие, которое вызывает смех окружающих;

·  к концу 11-го месяца он не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть сухарь;

·  к концу 12-го месяца он не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале;

·  к концу 15-го месяца он не может играть с матерью в мяч, самостоятельно удерживать стакан и пить из него;

·  к концу 19-го месяца он не играет с плюшевым медведем или куклой;

·к концу 20-го месяца он не может сам надеть носки, обувь и шапку;

·  к концу 21-го месяца он не может, подражая матери, выполнять некоторые хозяйственные дела;

·  к концу 24-го месяца он не может сам вымыть и вытереть руки;

·  к концу 29-го месяца он еще не может словами попросить еду;

·  к концу 30-го месяца он не может один есть ложкой;

·  к концу 34-го месяца он еще не говорит о себе, применяя местоимение «я»; не может сам одеться; не ходит своевременно в туалет.

Пожаловаться
Томлёнова Ирина
Томлёнова Ирина
Олежка
18 лет
Кисловодск
Это естественно, каждый малыш развивается индивидуально.
Пожаловаться
Виктория
Виктория
Да, данные показатели необходимо иметь перед глазами. Но  в тоже время я придерживаюсь мнения, что это лишь ориентиры и совсем необязательно в определенном возрасте иметь все положения, здесь прописанные. Индивидуальность остается…