Детская истерика. Как на неё реагировать и как предотвратить. Примеры от Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком … » и других.

Детские капризы в возрасте 1-3 лет

1. Своеволие.

Стремиться всё делать сам (учится самостоятельности и развивает энергию дерзновения, необходимую для достижения целей в жизни)

Пытается самостоятельно действовать ложкой, перемазываясь в каше

Требует надеть тёплые ботинки в 35-градусную жару.

Лучше всего позволить ему это делать (всё, что не опасно для жизни).

2. Протест против порядков.

Отказывается от выполнения обычных дел, которые раньше выполнял без проблем, и вообще от любых предложений, исходящих от взрослых, делает всё наоборот (учится говорить «нет» и отстаивать своё мнение).

Отказывается от пищи, которую раньше ел с удовольствием или отказывается есть самостоятельно, хотя умеет. Отказывается выполнять просьбы, одеваться, идти гулять, заходить в магазин, садиться в машину, идти домой с прогулки, мыть руки, убирать игрушки, идти купаться, заканчивать купаться и выходить из ванной, чистить зубы, идти спать.

3. Повышенная педантичность

Перед сном читать не одну и не три книжки, а ровно две. Или собирать пазлы в определённой последовательности. Иначе – возмущение и плач.

4. Требование повышенного внимания

5. Повышенная чувствительность к замечаниям, запретам и отказам

Обижается, возмущается, плачет, кричит, ведёт себя агрессивно в ответ.

6. Повышенное чувство собственности

Не даёт другим детям свои игрушки.

7. Противоречивое поведение.

Просится на улицу, а через минуту уже передумывает и хочет остаться дома

Отказывается от предложенной еды, а через минуту требует её

Не слушается только определённого члена семьи (обычно, маму)

Просит о помощи и тут же отказывается от неё (и сам не может и гордость не позволяет принять помощь)

8. Крики «по пустякам» или «угадай, где тут логика?»

Просит нарисовать солнышко. Мама взяла жёлтый фломастер. Возмущение и плач (нужно было зелёный).

Мама одевает серые сандалики. Возмущение и плач (хотел оранжевые).

Мама поворачивается на бок, когда укладывает его спать. Возмущение и плач (хочет, чтобы она лежала на спине).

Мама в новой юбке. Возмущение и плач (никогда раньше не видел эту юбку).

Огурец порезали длинными ломтиками. Возмущение и плач (хотел кружочками).

Яблоко порезали на кусочки. Возмущение и плач (хотел целое).

Мама идёт на кухню вдоль левой стенки. Возмущение и плач (придумал себе, что нужно ходить только вдоль правой).

9. Упрямство и настырность (учится отстаивать своё мнение)

По пути домой садится на асфальт (или ложится на землю) и отказывается идти дальше, потому что его не берут на руки.

Лезет в лужу.

Упрямо просит купить игрушку, которой через минуту уже не интересуется (на самом деле она ему не нужна, важно было просто настоять на своём)

10. Ругается, дразнит, обзывает родителей, ломает игрушки(формируется независимость от родителей)

Профилактика капризов и истерик

1.НЕ провоцировать истерику

Своевременно удовлетворять базовые потребности: попить, поесть, в туалет, отдохнуть, поспать, поиграть, пообщаться

Даже в короткие поездки брать с собой контейнер с фруктами.
Убрать из поля зрения нежелательные предметы, обезопасить квартиру (розетки загородить мебелью или закрыть заглушками, всё бьющееся и тяжёлое, ножи, утюг и т.п. – вне зоны досягаемости).

Менять обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение (например, если ребёнок хочет прыгать с кресла, перенесите кресло в другую комнату)

Реагировать сразу, не ждать пока хныканье перерастёт в рёв.

2.НЕ оставлять ребенка с самим собой надолго.

Продумать его досуг, чтобы не было времени безделью и капризам.

3.Минимум запретов (5-7).Остальное – разрешать.

Примеры запретов:
Выбегать и играть на проезжей части и железной дороге.

Переходить дорогу одному (только на руках или за руку).

Бить людей и животных._

Трогать горячую плиту и утюг.

Забираться на подоконник.

В машине ездим только в автокресле.

То, что запретили – не разрешать ни при каких обстоятельствах. Исключение – возраст, для которого запрет перестал быть актуальным.

Согласовать запреты с другими членами семьи.
Повторять каждый раз, когда возникает оговорённая в запрете ситуация.

Запреты произносить серьёзно и без улыбки. Примерно так: «Нет, я тебе объясняла, это НЕЛЬЗЯ. Знаю, что тебе очень-очень хочется, но нельзя. Мне очень трудно отказать, но я должна тебе отказать.Я не изменю своего мнения на этот счет. Извини»

Дать ребёнку прожить «слёзы тщетности» в ответ на запреты. Слёзы тщетности – слёзы осознания границ: «Всё будет вот так, и с этим ничего не поделаешь. Потому, что есть причины, с которыми ничего не поделаешь». Эти слёзы помогают понять ребёнку, где заканчивается его свобода и где начинается свобода другого. Так ребёнок учится отпускать свои желания и принимать неизбежное, смиряться с ним, переставая пытаться изменить мир вокруг и принимая его таким, какой он есть. Главное, в момент таких слёз – поддержать ребёнка, помочь отплакать то, что нельзя изменить (или не нужно менять) в своих любящих руках.

Но важно не путать «слёзы тщетности» со слезами от какой-то неудовлетворённой естественной потребности (в еде, питье, сне, в близости с мамой и т.п.). Заставлять выплакаться в этом случае несправедливо, и такие слёзы вполне могут перейти в неконтролируемую истерику всех участников события.

4. Отвлечь альтернативой

Требует «нежелательный предмет», случайно попавший в поле зрения или уже держит его в руках.– Предложить другой предмет (желательно, чтобы ребёнок его ещё ни разу не видел), а «нежелательный» незаметно устранить. Или взять этот предмет, махнуть рукой и спрятать его за спину со словами: «Аааах, птичка забрала и в окошко унесла! Пойдем птичку глянем! Вон там её гнездышко, где птенчики живут…» Или отвлечь просьбой: «Зайка хочет, чтобы ты его покормила-уложила спать». Или предложить что-то вкусное. Или спеть песенку.

На улице требует что-то или тянет песок в рот, например. –Хлопнуть в ладоши: «Ой, смотри – птичка полетела». Или «Ой, смотри на небе какая тучка» (ребёнок от неожиданности замолкает и смотрит наверх). А потом как ни в чём ни бывало предложить ему: «Пойдём на качели!» Или «Ой, смотри какую я палочку нашла!» Главное – натурально изображать своё удивление и радость по поводу того, чем отвлекаете.

Раскидывает всё вокруг. –«Давай эти игрушки соберём, а покидаем лучше вот это». Посмотреть, что его привлекает: звук падающего предмета или как он летит. Можно покидать вместе, превратив это в игру.

Хочет играть в комнате, а вам надо на кухню. –«Мне нужно на кухню, а ты можешь мне там помочь то-то и то-то, а потом мы поиграем с тобой в этой комнате». Если всё же не соглашается – поиграть немножко в этой комнате и снова озвучить свои намерения, позволить прожить «слёзы тщетности» и занять чем-то интересным на кухне.

5. Заменить «нельзя»на «можно, но только», «плохо», «опасно» («край», «остро», «горячо», «высоко», «будет больно»).

Желательно присесть к малышу или взять на колени (на руки), установить контакт «глаза в глаза» («Маша, посмотри на меня», «Маша, послушай меня» или ласково «Где глазки?»), взять за ручку, погладить, обнять, поцеловать и с серьёзным каменным выражением лица, спокойно, без эмоций, тихим голосом (можно даже почти шёпотом) объяснить, почему там поступать нельзя и предложить решение. Если показывать своё раздражение, есть риск, что ребёнок будет «назло» повторять, чтобы увидеть опять эту реакцию.

Примеры замены слова «нельзя»:

Разрисовал стену.– «Рисовать можно, но только на бумаге».

Рвёт книги.– «Рвать можно, но только не книги», и предложить старую газету, например.

Хочет строить крепость в комнате, где нельзя.– «Ты можешь построить крепость, но только в другой комнате».

Захотел поиграть дома в мяч.-«В мяч играть можно, но только на улице. Пойдём гулять?»

В туфлях пытается зайти в лужу. – «По лужам ходить можно, но только в резиновых сапогах.

Просит грудь на детской площадке. -«Грудь можно, но только нужно отойти в сторонку, подальше от людей. Идём на ту лавочку?»

Бьёт маму. -«Бить маму плохо! Маму можно только погладить, обнять, поцеловать...», и показать: с улыбкой, нежно взять детскую ручонку и погладить по себе: «Вот так маму нужно гладить… Мама хорошая, мама малышку любит...»… Другой рукой гладить самого ребёнка, приговаривая: «И малышка хорошая...»...

Тянет кота за хвост.– «Тянуть кота за хвост плохо! Его можно только погладить», и показать.

Встаёт напротив качели и начинает её раскачивать. -«Так качать опасно. Можно, только сбоку», и показать.

Тянет песок в рот.– Для ребёнка 3-4г – показать червячков и спросить, хочет ли чтобы они жили в его пузике?

Отказывается идти домой с прогулки.– «Хорошо, можешь ещё немного покататься с горки, но только 3 раза, а потом – домой». И после этого, как бы не сопротивлялся, выполнить свои слова.

Хочет взять кружку с горячим чаем.– «Кружка очень горячая. Ты можешь потрогать, если хочешь, но тебе будет больно». Пауза. «Давай я налью тебе теплый чай?».

Тянется к утюгу.– «Горячо», и дать потрогать остывший утюг. Ребёнку от 2-х лет можно дать погладить свою одежду чуть тёплым, остывшим утюгом.

Хочет взять нож. – «Острый», и дать аккуратно его потрогать, слегка уколоть. Дать игрушечный нож или Деревянную игру «Нарежь овощи». Ребёнку от 2-х лет можно дать маленький тупой нож порезать варёные овощи (под присмотром).

Хочет взять ножницы.– «Острый», и дать аккуратно их потрогать, слегка уколоть. Дать игрушечные ножницы. Ребёнку от 2-х лет можно дать ножницы с тупыми концами резать бумагу (под присмотром).

Хочет поиграть спичками. – «Спичками можно зажечь свечу только под маминым присмотром». Посмотреть в темноте на её мерцающий огонёк, а потом задуть.

Хочет прикоснуться к огню.– «Это опасно, горячо», позволить слегка прикоснуться.

Все эти примеры с первого раза не действуют, нужно терпеливо повторять много раз.

8. Дать право выбора

Отказывается есть.– «Как хочешь есть: вилкой или ложкой?» или «Будешь кашу или творожок?»

Отказывается одеваться.– Разложить на диване разные свитерки и штанишки. «Давай поиграем в магазин. Выбирай сам, что ты хочешь купить?» Или «Наденем синие шорты или красные?»

Отказывается идти гулять. – «Мы гулять пойдём пешком по ступенькам или поедем на лифте?»

В туфлях пытается зайти в лужу. – «По лужам ходить можно, но только в резиновых сапогах. Выбирай: пойдём домой переобуваться или побросаем в лужу камушки?».

Просит купить машинку».– «Машинок у тебя много, а вот таких наклеек ещё не было. Тебе какая больше нравится: с верблюдом или со слоном? Куда мы её наклеим: на шкаф или на коробку с игрушками?».

Отказывается убирать игрушки.– «Пора убирать игрушки. Какие две песенки хочешь послушать, пока мы будем всё собирать?» или «Ну-ка давай посмотрим, кто быстрее всё уберёт – ты вот этот паззл или я вот этот конструктор?» или
«Давай ты их будешь не складывать, а бросать?» (убрать заранее всё хрупкое и ломкое)

Отказывается идти купаться.– «Мы сейчас идем купаться, какую игрушку с собой возьмём?» или «Как будешь добираться до ванны: полетишь на ракете (поднять вверх с соответствующим звуком) или поплывёшь на подводной лодке (взять подмышку и медленно продвигаться, сигналя «бип-бип-бип»)?»

Отказывается чистить зубы.– «Ты сначала хочешь надеть пижамку или почистить зубы?»

Отказывается идти спать. – «Как хочешь добраться до своей комнаты – на четвереньках или задом наперёд?»

9. Не задавать вопросы.

В ситуациях, где сложно дать ребёнку выбор.

Вместо «Пойдём завтракать?» говорить «Пойдём завтракать».
Или вообще не обсуждать – вместо «Иди сюда, тебе надо футболку переодеть» просто подойти и переодеть.

10. Переждать несколько минут.

Если ребёнок на Вашу просьбу пошёл в отказ – не идти на принцип. Если это действительно важно, просто через 5-10-15 минут зайти с той же темой, но оформить её иначе.

11. Дать возможность отказать.

Задавать ребёнку вопросы или ставить его перед выбором там, где вам легко принять его отказ: «Будешь печеньку?»

12. Активное слушание.

Присесть на колени рядом, установить контакт «глаза в глаза» и описать его состояние или назвать чувство. После каждой реплики пауза – дать выговориться.

Отказывается одевать шапку.– «Тебе не нравится шапка».
Отказывается убирать игрушки.– «Ты сейчас не хочешь убирать игрушки». Пауза. «Тебе не нравится убирать игрушки». Пауза. «Иногда мне тоже не хочется что-то делать. Такое и у взрослых бывает. Но сейчас это нужно сделать обязательно».

Отказывается идти гулять.– «Не хочешь идти гулять».

Отказывается закончить игру и идти спать. – «Ты не закончила, и тебе нужно ещё время». Пауза. «Ну хорошо, ещё 2 минутки, и пойдём укладываться спать». Опять отказывается. «У тебя очень интересная игра, тебе хочется ещё поиграть (посмотреть, порисовать, построить)». Пауза. «И тебе хочется, чтобы в кроватке тоже было интересно». Пауза. «Мы сейчас пойдём с тобой умоемся, посмотрим, что там делается в кроватке, а я расскажу тебе очень интересную сказку».

Плачет из-за того, что отказали купить понравившуюся игрушку в магазине.– «Ты хочешь эту игрушку, а я тебе её не покупаю, ты расстроился». Пауза. «Я понимаю, тебе тяжело. Мне бы тоже было очень грустно, если бы со мной такое произошло. Я бы тоже очень расстроилась, если бы со мной такое случилось».

13. Заменить «нет»на «возможно», «постараемся», «при условии, что...», «посмотрим, «чуть попозже»

А мы пойдем сейчас на улицу?». – «Может быть. Если уберёшь все игрушки на полки и быстро оденешься».

14. Превратить в игрузанятие, вызывающее капризы и истерики.

Отказывается есть.– Поставить тарелку с нарезанными овощами и сказать: «Надеюсь, у нас в доме нет овощных воришек?»

Отказывается есть сам.– «Давай вместе, ты ложку и я ложку. У нас теперь две ложки. Интересно кто из нас быстрее съест?» А потом можно как бы «закрепить»: «Ну-ка убери свою ложку! Дай-ка, я тебя накормлю»

Отказывается одеть слюнявчик. – Одеть Мишке. Вообще Мишку можно «приобщать» к любым другим нужным действиям, которые ребёнок выполнять отказывается. Показывая тем самым пример.

Убегает от мамы. – Прервать дела на 5 минут и побегать за ним в игре: догонять и убегать от него самой.

Отказывается одеваться.– «А с закрытыми глазами сможешь?» или «Может, вот так?» – и надеть детские штаны себе на голову или на руки. Или «Мы уходим. Одеваемся столько, сколько я пою эту песенку». Пропеть весёлую песенку и сказать: «Пора идти. Ты уверен, что всё успел надеть?». Или «Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай её наденем?» Или можно давать задания в рифму, т.е. сложить из каждого правила стишок, например: «Раз идём с тобой гулять, надо шапку надевать!» Или можно выложить из приготовленных вещей картинку – цветок, рожицу, человечка

Хлопает дверью.– «Сможешь закрыть дверь, чтобы никто не услышал?»

Отказывается идти. –«На старт, внимание… марш! Побежали!»

Отказывается переходить дорогу за руку. – «Переведи меня, пожалуйста, через дорогу, а то мне страшно!» Или писклявым голоском: «Я мальчик-пальчик, держись за меня»

Отказывается садиться в машину. –«А ты знаешь историю о девочке и её фиолетовой кошке? Нет? Я расскажу тебе о ней, когда сядем в машину» или «А ты умеешь сидеть на детском сидении вверх ногами?» Дождитесь смеха. «А спиной вперёд?» И так до тех пор, пока ребёнок не продемонстрирует вам правильный способ усаживаться в машине.

Садится на асфальт.– Подхватить покружить, пощекотать, поиграть в догонялки.

Лезет в лужу.– «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику»

Отказывается заходить в магазин.– «Давай, поиграем в искалку: найдём там все товары жёлтого цвета».
Предстоит ждать в очереди.– Дать во что-то поиграть.

Отказываетсяидти домой с прогулки.– «Машинка проголодалась, пойдем домой, покормим её!»

Отказываетсяидти домой сам, устал и просится на ручки, а до дома ещё далеко.

«Давай я пронесу тебя до синей машины, а дальше ты пройдёшь до остановки». Потом придумать следующую цель.
«Давай поиграем в волка и зайца? Ты будешь зайчиком, а я волком. Ты будешь от меня убегать, а я тебя догонять».
«Давай идти, не наступая на «змейки» (трещины в тротуарной плитке), чтобы змейки не укусили. Кто наступит, того и съели».
«Сколько шагов до скамейки? Давай проверим?»
«Покажи, как прыгает зайчик? Как ходит косолапый мишка? Как лошадка (поднимает высоко ножки)? Как рак (пятится задом наперёд)».
«Сможешь пройти по бордюру, не упав с него, как канатоходец?»

Отказывается мыть руки.– «А давай пойдём машинку (куколку) искупаем?» Или «Первым еду получит тот, у кого чистые руки» Или «Спорим, что вода с твоих рук потечет чёрная?»

Отказывается показать горло.– «Ой, к нам пришёл зайчик, покажешь ему?»

Отказывается выполнять просьбу.– Сказать таинственным шёпотом: «Раз-два-три, передаю секретную информацию. Повторите, как слышали».

Отказывается убирать игрушки.– «Пока мы убираем, давай представим, что мы семь гномов». Или «А давай заведём таймер, успеешь за 2 минуты?». Или «Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе!» (мечтательно)

Отказывается чистить зубы.– «Когда ты почистишь зубки, мы начнем читать книжку» или «Давай почистим друг другу зубы» Или «Пора чистить глазки!» (сделать несколько движений перед глазами, как будто чистите зубы и дождаться фразы «Мам, не глазки!!») «Ой, ты прав, пора чистить ушки!» (тут реакция, скорее всего, будет более бурной). Ну и наконец: «Ну всё, я сдаюсь, что же сейчас пора чистить?» «Зубки!»

Отказывается идти спать. –«Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?»
На все случаи капризов:) –«Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!»

15. Предварительные беседы

Перед тем как зайти в магазин, сесть на корточки и глядя в глаза сказать: «Мы купим то, то и то, и всё».

Можно попросить его найти в магазине определённый нужный товар и положить его в корзину (то есть дать задание и отвлечь тем самым). На кассе попросить выкладывать всё из корзины

Перед походом в гости или развлекательные заведения, где ограничено время пребывания, предупредить и дать задание: «Сейчас мы пойдём сходим в кафе, а потом нам надо будет пойти хлебушек купить, хорошо? Ты не забудешь?»

Перед уходом домой из гостей (или дома перед тем, как позвать есть/спать/гулять/купаться и т.д.)– заранее объявить, не вступая в пререкания: «Через 5 минут будем собираться домой/обедать/спать/гулять/купаться».

16. Сказки и истории

Можно рассказывать придуманные истории про то, как котёнок (собачка и т.п.) делали что-то не очень хорошее, а потом были последствия.
Или «Жила-была девочка, похожая на тебя. У неё были такие же волосы, глаза…» Имя должно быть похожее. Рассказать историю (обязательно с интонацией), как была какая-то трудность, и в один прекрасный день произошло то-то и то-то. Стараться поддерживать интерес ребёнка к этой истории: «А что было дальше, я тебе потом расскажу». И в итоге рассказать какой-то выход из сложившейся ситуации.

https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/369068311/

17. Переговоры

Активное слушание ребёнка + выражение своих интересов поиск компромисса.

Хочет играть, а вы устали. – «Ты очень хочешь, чтобы я с тобой проиграла». Пауза. «Ты очень-очень хочешь играть, а я устала и очень хочу есть». Пауза. «Я очень хочу есть, а ты очень хочешь играть. Как же нам быть?»

Конфликт из-за игрушки с другим ребёнком.– «Я знаю, ты не хочешь отдавать ей свою игрушку, это твоя игрушка, и несправедливо её у тебя отбирать». Пауза. «Наверное, та девочка тоже думает, что несправедливо, что ей не дают». Пауза. «Поэтому, давай что-нибудь придумаем. Например, можно сделать так. Сначала ты поиграешь, потом она».

Бабушка не даёт что-то делать самому.– «Ты сердишься, когда тебе не дают делать это самому. И ты переживаешь, когда тебя отчитывают». Пауза. «Конечно, у тебя есть причины сердиться – тебе мешают делать то, что хочется. Но смотри, мы с тобой видим, что твои крики и отказы не помогают, бабушка не исправляется. В результате криков никто никогда не меняется. Давай я тебя поучу. Например, ты хочешь сделать это сам. Подойди к бабушке, посмотри ей в глаза и скажи мягким голосом: «Бабушка, мне очень хочется сейчас сделать это самому». Или, если ты упал, и она скажет: «Я же тебе говорила!», ты можешь ей сказать: «Ты права, бабушка, я тебя не послушал и упал. Будет мне уроком». Обязательно нужно именно подойти к бабушке и говорить ей это, глядя в глаза. Когда ты станешь так делать, ты увидишь, что всем станет проще жить. Этот способ ты можешь применять и к ребятам на улице, и к папе, и ко мне тоже».

Не хочет сам одеваться.– «Давай с тобой договоримся. Мне очень хочется, чтобы ты одевался сам. Давай посмотрим, что именно тебе придётся делать. Ты же ведь можешь уже запомнить две-три вещи. Давай назовём их. Я бы очень хотела, чтобы ты одевал это сам, и ты это сможешь. Сейчас ты оденешь это, мы пойдём гулять и ты мне расскажешь, трудно тебе было или нет».

18. Пересмотреть тактику воспитания и общения

Если капризы ребёнка вызывают раздражение (ноет, просит поиграть/почитать), значит, ему не хватает внимания, и нужно проводить с ним больше совместных занятий, игр и прогулок

Если капризы вызывают гнев (сопротивляется, протестует, дерётся, рушит всё и ломает предметы, грубит, дерзит, врёт), значит, ребёнку нужно дать больше свободы, не требовать от него заведомо невыполнимого (долго стоять на одном месте, например), не спорить с ним, а договариваться. Разговаривать не командным тоном, а более дружелюбно и ласково. Проще и спокойнее относиться к его выходкам, где-то не обращать внимание и лишний раз не провоцировать. Привлекать в свои дела: звать его помочь включить/выключить плиту или стиральную машинку, пол мыть, пропылесосить и т.п. Дать возможность одеваться самому на прогулку, приготовив и разложив перед ним все необходимые вещи.

Если капризы вызывают обиду («Ты нехорошая! Я тебя не люблю!»), значит, ребёнок чем-то обижен и таким образом «мстит». Не осуждать и не наказывать его за это, а применить активное слушание и дружелюбным тоном назвать его чувство: «Ты обижен на меня. Тебе очень грустно. Ты хотел, чтобы я согласилась, а я отказалась. Ты сейчас пытаешься вспомнить все самые обидные слова, которыми можешь меня обозвать».

19. Спокойствие мамы

В случае сильной истерики ребёнка вряд ли удастся быстро успокоить, поэтому лучше всего сосредоточиться на том, чтобы успокоиться самой. Ребёнок – всего лишь маленький ребёнок, а мама – взрослая. И на любой его крик, слёзы и истерику он вправе получать не ответную мамину истерику и «психи», а взрослую реакцию – спокойную речь в ответ и сочувствие. Но чтобы так реагировать, мама сама должна быть спокойна. Чтобы помочь ребёнку научиться справляться с эмоциями, мама должна уметь это делать сама. Поэтому нужно хорошо знать, как и чем можно себя успокоить.

1. Стараться все дела строить так, чтобы никуда не торопиться и не нервничать. Не планировать часы игр. Может так получится, что ребёнок захочет внимания в незапланированное время.

2. Каждый день должно быть время для себя, минимум полчаса. Не для домашних дел «без ребёнка быстрее сделаю», не для работы/образования, не для «срочно в Интернет, хоть что-то успеть», а именно ДЛЯ СЕБЯ (уход за телом, прогуляться в одиночестве на природе, хобби, творчество, общение с подругой и т.п.). Это не блажь, а насущная необходимость для поддержания нормального климата в семье.

3. Учиться жить с ребёнком. Из состояния «не могу уже, когда же ты уснёшь» стараться перейти к состоянию «сделаю вот это дело с тобой, потому что это – часть НАШЕЙ жизни». Готовить вместе, стирать, убирать и т.п.

4. Попробовать настраиваться на «худшее». У детей поведение меняется периодами: они дают привыкнуть к их хорошему покладистому поведению, мы расслабляемся и думаем «так будет всегда», а тут бац – и начинается «концерт». И так как мы не готовы, то и срываемся. Попробовать настраиваться быть готовой морально ко всему. Начали готовить – быть готовой, что будет цепляться, вредничать, шкодить и т.д. Укладываетесь спать – возможно, что и не уложитесь в ближайшие 2 часа, а может он вообще с этого дня днём спать перестанет. Собираетесь на улицу – возможно, не захочет одеваться и будет убегать. Не хочет гулять сейчас, значит, просто откроем форточку, насильно гулять не тащим. Не хочет есть, значит, захочет позже.

5. Если какое-то действие ребёнка начинает раздражать, то лучше не сдерживаться и не доводить себя «терпёжкой», а в самом начале пресечь в спокойном состоянии – любя, но строго (). Чтобы не было так: «сдерживалась, сдерживалась, а потом как закипающий чайник прорвалась».

6. Когда «накатывает», сказать себе: «Мой ребёнок здоров, и это большое счастье, что Бог дал его мне, и я не имею права срываться!». Или «А если это был бы последний день в моей жизни, разве бы так я хотела общаться со своим ребёнком?!» Или«Ну, чего это я! Это же мой ребёнок, я же его люблю, он просто еще маленький, а я большая». Или «Это не будет вечно. Мне не придётся вечно держать на ручках, укачивать, кормить грудью и т.п… Со временем он научиться спокойно реагировать на слово «нет» и истерики уменьшаться».

7. Поругаться на любимую игрушку ребёнка, а не на него самого: «Кто это сделал?! Это ты изрисовал всю стену? Тебе сколько раз говорили, что нельзя этого делать!». С одной стороны, выпустите пар и немного успокоитесь. С другой стороны, ребёнок-то прекрасно понимает, что он совершил проступок, а не мишка, но когда ругают не его – он лучше воспринимает смысл слов.

8. Ругаться шёпотом – ребёнок поймёт, что вы очень рассержены, но в то же время не будет напуган вашими воплями.

9. Вместо того, чтобы закричать, скажите нараспев: «Ну что-о-о это такое?» без повышения голоса.

10. Досчитать до 10» перед тем как заорать.

11. Сбросить свой гнев и раздражение в сторону: постучать ложкой об кастрюлю, попинать мяч, порвать газету в мелкие клочки, сжать что-нибудь в руке до боли, пнуть ногой стенку, или вообще уйти в отдельную комнату, выместить эмоции на бумагу или на подушку. И вымещать гнев не на ребёнка, а на свою нетерпеливость, нетерпимость и неумение организовать ребёнка. Подумать над вопросом – «Если я злюсь, значит чего-то хочу, но не получаю».

Как реагироватьна крик и истерику

Кричит и плачет в ответ на запрет/отказ.– Повторить тихо и спокойно: «Нет, нельзя. Я знаю, что тебе очень хочется, но нельзя. Мне трудно тебе отказать, но я должна. Мне очень жаль, но я не могу тебе давать всё, что ты захочешь». Продолжает орать. «Ты имеешь полное право плакать, но это – нельзя». Можно взять на ручки и отнести в другую комнату или умыть водой.

Ребёнок не слышит слов, не успокаивается и крик переходит в истерику(громко плачет, визжит, кричит, выгибается, может демонстративно упасть на пол, стучать ногами, кататься по полу, рвать на себе волосы, биться головой, может ударить или пнуть кого-то).

Лучше избегать фраз: «Тише! Что ты кричишь? Прекрати уже свой крик! Что ты разревелся? Не плачь! Замолчи! Выйди прокричись, потом придёшь. Ведёшь себя как маленький. Хватит, надоело!» и прочие грубости.

Порядок действий:

1. Молча крепко обнять (или взять на руки) и замереть, отвернувшись от места события.

Или, если ребёнок лёг в истерике на проезжую часть, в лужу либо просто в каком-то людном месте, то взять его в охапку и перенести в безопасное место. Все разговоры о причине истерики – потом, когда вы и ребёнок будете абсолютно спокойны. А если истерика от испуга или боли, то не стоит также сразу задавать вопросы о том, что случилось/как упал/где болит. В любом случае, лучше пока помолчать, т.к. слова дают дополнительную нагрузку на мозг, который и так перегружен. Не нужно также отвлекать (дуть на рану, совать игрушки или сладости), это только загоняет стресс внутрь. Недовольство, разочарование, страх, чувство покинутости и утраты — испытания, через которые проходит каждый человек. Не нужно торопиться сразу успокоить плачущего ребенка. Через плач он освобождается от груза переполняющих его эмоций. Слезы снимают душевную боль. Нужно просто выслушать его, оставаясь рядом.

2. Глубоко плавно и ровно дышать. Стараться не злиться и не отчаиваться. Просто потерпеть и подождать.

3. Плавно и медленно в такт дыханию покачивать, поглаживая по голове и спинке, тихонько напевая песенку без слов.

4. Дать до конца выплакаться.

5. Через какое-то время мягко, нежно и тихо (можно даже шёпотом) успокоить: «Всё хорошо. Я с тобой. Ты моё солнышко, любимый малыш. Тебе сейчас очень плохо, мама тебе поможет. Ты хочешь на площадку, а мама привела тебя в магазин. Ты расстроился». Если угадали – ребёнок успокоится, если нет – перебирать другие варианты, почему ему плохо и какую конкретно эмоцию он испытывает: «Ты устал/чего-то испугался/расстроился/рассердился/обиделся/ тебе больно». Можно сказать: «Я очень хочу тебя выслушать, но не могу тебя понять, пока ты кричишь». Можно предложить ему показать, как он злится: какое выражение лица у него, кулаки сжаты. Можно даже вместе поколотить обо что-то. Можно сказать: «Когда ты кричишь и плачешь – это в тебе капризка живёт. Давай её прогоним? Потопаем ножками – испугаем её». Можно нарисовать капризку (если вы дома) и предложить ему её замулевать, а потом: «Вон капризка побежала, аж пятки сверкают!»

6. Когда истерика пойдёт на убыль и всхлипывания уйдут, вытереть сопли, попоить водичкой, умыть холодной водой.

7. Если причиной истерики был испуг или боль, нужно обязательно повернуться к месту происшествия и рассказать историю происшествия: «Ты бежал вот тут к горке, а перед ней был лёд, левая нога уехала назад, и ты упал и ударился подбородком». Ребёнок может опять заплакать – проживает событие. Историю можно рассказывать много раз. Но БЕЗ суждений (неосторожно, больно, зря, куда ты смотрел!) — только факты, только то, как было. Это помогает прожить эмоцию до конца и не загонять стресс внутрь. Накапливание стресса чревато многими психологическими проблемами и болезнями (сердечными, например) в будущем. Когда ребёнок сможет прослушать всю историю на ровном дыхании, это значит, что стресс снят. Только после этого можно задавать вопросы «Что и как произошло?» и обсуждать случившееся.

это перепост от подруги: https://www.baby.ru/blogs/post/393866322-181805786/#comment394901504


НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
20648479

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
ОченьЗлаяФуфа
ОченьЗлаяФуфа
Екатерина
29 лет
Павел
26 лет
Виктория
11 лет
Киев

Надо распечатывать — столько читать на компе не осилю

Пожаловаться
Женька Комелькова
Женька Комелькова
Москва
Для меня открытие — поругаться на игрушку.

Остальное все пробовала, помогает, сама к этому пришла без всяких книг.

Ребёнок старший — хороший учитель))))

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Ребёнок самый лучший учитель, если Вы его всем сердцем любите))
Пожаловаться
Виктория Феннель
Виктория Феннель
Таисия
6 лет
Санкт-Петербург

а в 9 месяцев это прокатит? или рано еще? я вот когда начинаю объяснять, что и почему нельзя, он на меня смотрит и смеется...

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Конечно) это же мудрая душа, с ещё не устоявшейся нервной системой)))



Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Валерия
7 лет
Москва
Огромное спасибо! Очень актуально сейчас!
Пожаловаться
Ксения
Ксения
Василиса
9 лет
Севастополь

отличная статья! порадовало, что во многом так и делаю)

Пожаловаться
Зайка
Зайка
Липецк

все правильно написано/)

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Зайка, пойдём дружить)) 18 общих подруг — детских «мамоманьячек» в хорошем смысле слова)))
Пожаловаться
МамаСына
МамаСына
Краснодар
Это опять я пришла, написать что стала осознано и целенаправлено предоставлять сыну выбор и о чудо! Очень здорово можно договариваться без капризов. Раньше делала все так же, но по наитию, спонтанно, видимо без понимая от чего это надо делать! Ах девочки не ленитесь искать способы взаимного понимая и сотрудничества с детьми! В награду раскроются все его таланты!
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск



Пожаловаться
Алена
Алена
Полин
5 лет
Ростов-на-Дону
Книга супер. У меня есть. Единственное я так её и не дочитпла. Но логику поняла и скажу Оооооооочень она помогает. Столько ситуаций разруливает. Супер. Мне удобно
Пожаловаться
Полина
Полина
Эндрю
13 лет
Всеволожск

в закладки

Пожаловаться
Evgeniya
Evgeniya
Новомосковск
Большущее спасибо!!! Оказалось, что многое правильно делала на уровне интуиции! Над остальным буду работать
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Ты для меня пример в занятиях)))
Пожаловаться
Хаски
Хаски
Руслан
3 года
Казань

О, у меня очень бешенный ребёнок по характеру, как начнёт орать из-за того что по полу нельзя воду разливать, или духи не дают, не дают порошком для стирки играть ( всё равно же оно в поле зрения попадает), так в такие моменты её вообще лучше на ручки не брать, хуже будет и перерастёт в истерику на часы, со всеми вытекающимиВ этом случае нам помогает только оставить её одну поныть, потом через несколько минут приходит обниматься

А так отличная статья -так и поступаем. Сил нам и терпения

Только вот есть те, которые норовят меня научить чуть что всё что захочет давать, лиж бы не орала




Пожаловаться
МилаяСусля
МилаяСусля
Милад
10 лет
Рада
5 лет
Нижний Новгород
Всё это знаю, но как применить к своему 2ух летнему, который ещё не говорит и только орёт, и причина истерики вмегда одна: я не подчиняюсь его требованиям, а требования одни и теже: идти на улице только туда куда он хочет, а это не возможно, тк кроме его гуляний существует масса дел которые я делаю вместе с ним.и истерика когда он требует ежесекундного моего нахождения рядом, а это тоже невозможно.кричит, падает на пол, бьёт себя по коленям, стучится головой обо что нибудь и ничего не слышит… я в шоке, с дочерью такого не было
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск

Лечится порядком, строгим))) с проговариванием и объяснением того, что будете делать вместе, того, что будет делать один)))

Пожаловаться
Солнечная
Солнечная
Любимушка
7 лет
Сыночек
4 года
Ковров

как я тебя понимаю....

Пожаловаться
МилаяСусля
МилаяСусля
Милад
10 лет
Рада
5 лет
Нижний Новгород
Так и делаем, но пока без результатно
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Анастасия
30 лет
Леонид
28 лет
Павел
29 лет
Алексия
12 лет
Катюшка
10 лет
Оленино

Ни на младшего сына, ни на младшую дочь сейчас отвлекающие маневры не действуют. Походу у них стратегический склад ума)))). Они будут помнить до нескольких дней то, что хотели заполучить. У меня маська сейчас в этом периоде, недавно зашла. Вчера истерика была к ночи просто жуткая. Никак не могла усыпить. Сама виновата, конечно, много перевозбуждения было — сестра приехала, играли. В три часа ночи после ванны, еды, кучи рассказанных сказок, она просто впала в амок — спать надо и не может, скинула с себя одежду, памперс и стала дико визжать. Всё что помогло — закрутить в одеяло и держать силой, пока 20 минут она орала до изнеможения. В конце уже стала хрипеть и задыхаться. Потом внезапно сказала «я бай», взяла бутылочку, повернулась на бок и начала засыпать.

Нет, у меня гнев не проявляется — гнев это когда чувствуешь себя беспомощным. Я знаю, что это возраст такой, что психика незрелая и нервная система глючит. Но выматывает жутко. Так жалко ее было. Уснула, всхлипывая. Я ее гладить стала тихо, говорить какая она моя хорошая, а она ко мне подвинулась поближе и заснула… Скорей бы этот период прошел....

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
Я нагуливаю перед сном до темноты и с груди ещё не сняла…. так как характер — кремень))) даже снимать не хочу — страшно.
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Анастасия
30 лет
Леонид
28 лет
Павел
29 лет
Алексия
12 лет
Катюшка
10 лет
Оленино
Вот и у моей характер ещё тот — крутит ситуациями твердо))).
Пожаловаться
Елена Подшивалова
Елена Подшивалова
Михаил
26 лет
Никита
21 год
Данила
20 лет
Елизавета
15 лет
Янгель
В таких случаях только любовью и лаской! Всем мамочкам терпения. Мы взрослые должны держать себя в руках. Иначе какой пример мы детям показываем. Истерики ребёнка, значит он не до получил сегодня любви и ласки.
Пожаловаться
Ксюша
Ксюша
Дмитрий
9 лет
Нижний Новгород
Прекрасная правильная статья. Приятно осознавать, что мы так и живем — для нас это норма. Даже посмеялась )), прямо как с нас списали: Мама идёт на кухню вдоль левой стенки. Возмущение и плач (придумал себе, что нужно ходить только вдоль правой
Показать ещё