достижения

Первый месяц
Достижения


1. Он уже различает свет и темноту. Цвета начнет различать позднее, но с самого рождения яркое, красное и блестящее привлекает его внимание.
2. В трех дневном возрасте малыш уже узнает маму по запаху.
3. Он хорошо слышит и еще до рождения научился различать звуки.
4. Малыш очень чувствителен к прикосновениям: одни его успокаивают, другие наоборот возбуждают.
5. В этом возрасте крошка в основном спит. Периоды бодрствования редки и кратковременны.

Совет

1. Во время кормления подкрашивайте губы яркой помадой или надевайте серьги со стразами. Поиграйте в игру «глаза в глаза»: склонитесь над крохой, когда он лежит, либо возьмите его на руки перед собой. Следите, чтобы ваше лицо было на расстоянии 20-25 см от его глаз (пока только так он способен прослеживать движения). Покажите мимикой свои чувства к нему. Попробуйте поводить из стороны в сторону светящейся игрушкой или фонариком с не ярким красным или желтым светом.
2. Если вы привыкли пользоваться духами, то не бойтесь испугать их ароматом малыша. Но не используйте слишком много парфюма воизбежание аллергии.
3. Кроха любит слушать голоса родителей. Поделитесь с карапузом вашими чувствами, комментируйте свои дела. Меняйте интонацию, говорите тихо и громко. Включайте музыку (особенно те мелодии, которые вы слушали во время беременности). Пойте малышу песенки.
4. Знакомьте ребенка с новыми ощущениями. Для этого можно использовать различные лоскутки тканей (атласа, шелка, вельвета, фланели) нежно поглаживая его руки и ноги.
5. Используйте время кормления, купания, пеленания, одевания и отдыха для развития малыша, обучайте и знакомьте его с окружающим миром.

Второй месяц
Достижения

1. Лежа на животике, он может ненадолго приподнимать и удерживать головку, поворачивая ее в сторону. Карапуз активнее двигает руками и ногами.
2. Он может удерживать погремушку в течение нескольких секунд.
3. Цепляясь за ваши пальцы, он все активнее пытается подняться.
4. Зрительные, слуховые реакции и тактильные ощущения становятся более осознанными.
5. Ему нравиться рассматривать свои ручки, тянуть их в рот.
6. Карапуз осознанно радуется появлению взрослых, улыбается им, активно двигает руками-ногами, начинает «гулить».

Совет

1. Для укрепления шейных мышц, каждый раз подходя к малышу, становитесь с разных сторон. Привлекайте внимание крохи, чтобы он самостоятельно поворачивал к вам голову.
2. Помимо ежедневного массажа, поглаживая, разжимайте кулачки малыша, проводите его ладошками по своим щекам. Давайте ему в руки что-нибудь подержать. Чередуйте крупные предметы с мелкими.
3. Вложите в кулачки ребенка свои указательные пальцы, зовите кроху и медленно притягивайте к себе. Это отличная тренировка для его рук и живота.
4. Сделайте черно-белую фотографию мамы, папы или малыша (крупно лицо) и повесьте над кроваткой. Через 2-3 дня замените музыкальной игрушкой (мобили с несколькими предметами не подходят, так как рассеивают взгляд). Потом опять фото. Только не забывайте каждый день менять их расположение над кроватью.
5. Наденьте на руку малыша черно-белую полосатую варежку, а на ноги – такие же носочки. Двигаясь, кроха будет рассматривать их, учиться координировать свои движения.
6. Разговаривайте простыми предложениями, растягивая гласные и при этом смотрите в глаза малышу. Делайте паузы – он попытается ответить. Читайте детские стишки, пойте. Улыбайтесь и кроха улыбнется вам в ответ.

Третий месяц
Достижения


1. Ответная реакция малыша на действия родителей: осмысленный взгляд, улыбка, оживленное движение рук, неясные звуки.
2. Он внимательно рассматривает игрушки, следит взглядом за движущимся предметом, пытается дотронуться до него.
3. Малыш хорошо и долго удерживает голову, поворачивает ее в сторону громкого звука, яркой игрушки. Он играет с собственными руками, любит сосать палец и умеет разжимать кулачки.
4. Он ощущает ладошкой разницу между твердым и мягким.

Совет

1. Читайте крохе добрые сказки, пойте ему, разговаривайте с ним. Прислушивайтесь к звукам, которые произносит ребенок, повторяйте их за ним и наблюдайте за его реакцией. Вскоре малыш будет с удовольствием играть в эту игру.
2. Ежедневно проводите специальные упражнения для развития слуха, зрения, обоняния, тактильной чувствительности. Советуем использовать не только фабричные игрушки, но и самодельные (любые безопасные баночки, пластмассовые флакончики и бутылочки, наполненные крупой или мелкими игрушками).
3. Почаще держите малыша в полувертикальном положении у себя на коленях. Так быстрее развиваются двигательные навыки рук. Покачайте его на большом мяче (в кресле-качалке или гамаке). Так развивают вестибулярный аппарат.
4. Во время игры вкладывайте в ладошки гладкий шарик, а потом с шипиками,
твердый мячик – потом из ткани.

Четвертый месяц
Достижения


1. Малыш поднимает голову лежа на спине. Лежа на животе, он приподнимается, опираясь на локти и предплечья. Пытается менять положение тела, поворачивается со спины на бок.
2. Он начинает различать цвета и форму предметов. Любимые цвета – желтый и красный.
3. Крохе нравится держать в руке и трясти игрушку. Он хорошо прослеживает движущиеся объекты, поворачивает голову на любой источник шума, ему нравится радио.
4. Карапуз с удовольствием изучает текстуру предметов.
5. Он всячески показывает свою готовность общаться всегда и везде: активно улыбается и лепечет.

Совет

1. Ежедневная зарядка укрепит мышцы маленького непоседы.
2. Давайте ребенку яркие звучащие игрушки небольших размеров, чтобы было удобно держать и играть с ними.
3. Покажите ему как едет машина, как катится мяч. Закрепите над манежем мобиль или натяните резинку с игрушками, катушками и крупными бусами.
4. Время от времени оставляйте крапуза голышом на разных поверхностях (например, на атласной ткани, клеенке). К тому же без одежды малыш лучше чувствует свое тело.
5. Чтобы крошка часто гулил, читайте ему стихи, в которых много повторов, например: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я жужу и не тужу…». Повторяйте звуки, которые он произносит, чтобы закрепить результат. Поясняйте, как называются вещи и игрушки, показывайте картинки с животными и учите, как «говорят» животные.


Пятый месяц
Достижения


1. Кроха поднимает все туловище, опираясь на ладони вытянутых рук, свободно поворачивается со
спины на живот. При поддержке за туловище ровно и устойчиво стоит, переступает ножками.
2. Активные малыши начинают ползать.
3. Теперь можно определить, когда малыш доволен, возбужден, спокоен, и назвать причины этих состояний. Его лепет может иметь разные значения («я хочу на руки», «посмотрите на меня», «мне это не нравится или нравится»). Малыш с удовольствием слушает мелодичную музыку.
4. В этот период малыш учится принимать решения.
5. Малыши любят, когда с ними играют в “ку-ку”.

Совет

1. Потяните лежащего кроху за руки, помогая сесть и даже встать.
2. Ползающим деткам нужен простор – широкая кровать, пол, покрытый ковром или покрывалом.
3. Включайте малышу классическую музыку. Она успокаивает и развивает умственные способности. Нашептывайте что-нибудь ему на ушко, когда держите на руках – для него новый способ общения. Попробуйте издавать необычные звуки: фыркать, рычать и т.п. – крохе наверняка очень понравится, и он попытается повторить.
4. Вложите игрушку сначала в одну руку ребенка, затем помогите переложить в другую. Вскоре он научится делать это сам. Подносите ребенка к большому зеркалу и показывайте, где мама, а где он, покажите, где глазки у мамы, а где у крохи.
5. Игра в «ку-ку» поможет малышу легче переносить разлуку с мамой (она ведь всегда прячется, а потом появляется). Самая полезная игрушка – разноцветные кубики (небольшие, но не менее 4 см в диаметре, легкие, яркие, лучше всего – деревянные). Читайте детские стишки, показывайте картинки в книжках.

Шестой месяц
Достижения


1. Малыш переворачивается со спины на живот и с живота на спину, произносит звуки, похожие на слоги, устойчиво сидит на руках. Садиться самостоятельно он еще не может.
2. Он начинает подбирать мелкие предметы с пола, так как пальчики уже совсем слушаются его.
3. Ребенок уже хорошо ест из ложки, охотно открывает рот при виде пищи.
4. Кроха интересуется предметами домашнего обихода. Самое любимое занятие – шуршать бумагой.
5. Иногда он пугается смены обстановки.
6. Карапуз превращается в зубастика. Начинают резаться молочные зубы. Лучшая игрушка в этот период – резиновое кольцо.

Совет

1. Не желательно усаживать карапуза, обложив подушками. Это может привести к искривлению позвоночника.
2. Малыши тянут все предметы в рот, поэтому следите за непоседой.
3. Приготовьте желе и положите его на столик перед ребенком. Он будет пытаться самостоятельно брать скользкие кусочки и тянуть их в рот.
4. Если хотите надолго занять малыша, дайте ему кусочек фольги или оберточной бумаги. Он будет с удовольствием рвать ее. Учите кроху хлопать в ладоши, напевая «ладушки», поднимать руки и класть их на голову, произнося слова из стишка «птички полетели на головку сели…». Покажите ему жест «пока-пока», когда кто-нибудь уходит. В скором времени он начнет махать рукой на прощание.
5. Всегда сообщайте ребенку о предстоящей смене обстановки. Говорите о том, что сейчас вы пойдете на прогулку или будете переодевать его. Это поможет малышу ориентироваться в ситуации, узнавать об изменениях и не бояться.
6. Запаситесь кольцами и специальными охлаждающимися игрушками для прорезывания зубов.

Седьмой месяц
Достижения


1. Малыш хорошо ползает, ровно стоит, при поддержке за обе ручки. Размахивание погремушкой уже не удовлетворяют его потребности. Непоседа старается стучать ею об окружающие предметы. Он специально бросает игрушки, ожидая незамедлительной подачи и заставляет родителей потеть от такой «физкультуры».
2. Он подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги, находит знакомые предметы по просьбе взрослых.
3. Кроха уже хорошо пьет из чашки, но еще не может самостоятельно удерживать ее в руках.
4. Он очень любит «грязные» игры и игры в «детектива».

Совет

1. Малыш постоянно наблюдает за вашей реакцией. Он учится понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.
2. Продолжайте читать короткие стишки, сказки с картинками, знакомьте с животными и предметами быта. Всегда проговаривайте то, что показываете или даете. Постепенно он начнет по названию понимать, где лежит мячик или кукла.
3. Развивайте мышцы кистей рук малыша. Вложите в кулачки не тугие резиновые трубки и пробуйте их сжать (сначала с крохой, потом он сам).
4. Вылейте на детский столик немного йогурта и позвольте крохе размазывать его по столу. Это очень полезно для общего развития! Малыш будет рассматривать свои руки и то, что остается на столе от йогурта. Прикройте край его любимой игрушки платком и спросите где она? Позже усложните задачу, полностью прикрыв предмет и попросив его найти. Вскоре ребенок будет не вытаскивать игрушки, а стягивать платок. Так вы побуждаете ребенка к исследованию и принятию решения. Когда малыш держит в обеих ручках игрушки, предложите ему третью. Сначала он попытается взять предложенную игрушку, не выпуская из рук те, которые держит. Но со временем поймет: для того чтобы взять ее, нужно освободить руки.

Восьмой месяц
Достижения


1. Детка уверенно садятся и самостоятельно ложатся, пытается встать, придерживаясь за стенки кроватки или манежа, хорошо и долго ползает.
2. Он охотно общается со взрослыми, отличает членов семьи от незнакомых людей, выполняет просьбы взрослых: сесть, лечь, дать руку, помахать на прощанье и другое. Кроха любит подражать (пьет из чашки, надевает на голову шляпу).
3. Начинаются игры «по своим собственным правилам». Теперь его интересует: как стащить у папы сотовый телефон и как пробраться к шнурам от телевизора. Иногда он хитрит, используя различные методы, чтобы добиться того, что задумал (крик, капризы).
4. Любопытство растет вместе с самим малышом. Он удивляется, когда не может взять рыбку через стекло аквариума.

Совет

1. Постарайтесь обезопасить «дорожки» для малыша. Обезвредьте острые углы и храните опасные предметы вне зоны досягаемости.
2. Разрешите ребенку поиграть с телефоном (можно дать настоящий аппарат). Он будет подражать вам, и изображать беседу. Малыши в этом возрасте по-разному реагируют на незнакомых людей: одни хотят общаться, а другие начинают прятаться или плакать. Предупреждайте малютку о приходе посторонних людей. Со временем он поймет, что гости не опасны.
3. Не потакайте капризам малыша. Объясняйте ему что можно, а что нельзя и по какой причине. Если не можете отобрать у крохи понравившейся предмет, попробуйте перевести его внимание на что-то другое.
4. Возьмите большую коробку, сделайте в ней два окошка: одно маленькое, другое – большое. Сложите в нее игрушки и покажите «ученику», как вы достаете их через окошки. Малышу придется решить задачу: как вытащить игрушку, если она не пролезает в одно из окошек.

Девятый месяц
Достижения


1. Карапуз уже хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за одну или обе руки. Свободно ползая по ровной поверхности, он может залезать на какой-нибудь предмет, например: подушку или книгу. Малыш уже присаживается и встает с любого положения.
2. Он различает цвет, форму предметов и их величину.
3. Кроха помнит свое имя и поворачивается к тому, кто его зовет. Он начинает улавливать интонацию, а также значение отдельных слов. Малыш понимает, а иногда и произносит слова-обозначения: «кис-кис» (кошка), «ав-ав» (собачка), «би-би» (машина).
4. Любимое увлечение детеныша – занятия с кухонной и домашней утварью.
5. Он очень любит играть пальчиками.

Совет

1. Чаще «ходите» с малышом. Устраивайте ему небольшие преграды на пути, которые он сможет преодолеть.
2. Дайте крохе пирамидку и покажите, как снимать и надевать кольца на стержень. Пусть он попытается сделать это самостоятельно.
3. Игру с телефоном преобразуем в «разговор по очереди» – сначала взрослый, затем ребенок и наоборот. Когда вы захотите взять кроху на руки, потянитесь к нему и скажите: «Иди ко мне». Подождите немного, пока он протянет ручки на встречу, похвалите его и возьмите к себе. Любые действия нужно сопровождать словами.
4. Научите ребенка включать настольную лампу или бра, нажимая на кнопку. Когда вспыхнет свет, похвалите его действие. Дав малышу игрушечную ложку и чашку, покормите вместе мишку. Вскоре он самостоятельно начнет кормить игрушечных питомцев.
5. Разгибайте, сгибайте пальчики, хлопайте в ладоши, напевая стишки – «идет коза рогатая…», «сорока-белобока» и пр.

Десятый месяц
Достижения


1. Малыш уже способен становиться на колени, нагибаться, придерживаясь одной рукой, начинает ходить при поддержке за руки.
2. Он понимает простую речь, общителен с другими детьми, с удовольствием воспринимает «заигрывания» взрослых.
3. Кроха учится просить помощи и объяснения.
4. Он готов к тому, чтобы родители ставили перед ним определенные задачи.
5. Кроха обожает, когда с ним играет папа.

Совет
1. Больше играйте в активные игры, где крохе нужно будет двигаться (например, в мяч). Используйте для игры бельевые прищепки. Прикрепите их к лоскутку ткани или одеялу и покажите, как снимать. Такие игры совершенствуют движения пальцев.
2. Чаще находитесь вне дома. Сходите в зоопарк, съездите в гости к бабушке или к друзьям, сходите на площадку, где есть другие дети. Малыши любят наблюдать друг за другом.
3. Покажите 2-3 раза, как дуть в детскую дудку с кнопками, как играть с заводными игрушками или теми, которые управляются с помощью кнопки или рычажка. После, если у крохи не выходит, дождитесь, когда он жестами или звуками попросит помочь ему.
4. Дайте малышу два стаканчика (коробки) разного размера и покажите, как спрятать маленький в большой. Если занятие, которое вы придумали, через 5 минут крохе наскучило, не заставляйте его продолжать. Позже, он обязательно к этому вернется.
5. Игры и игрушки, которые выбирают мамы и папы, очень отличаются, а малышу необходим разный опыт. Папы играют в шумные игры, раскачивают и подбрасывают вверх, а карапузы веселятся и требуют повторения.

Одиннадцатый месяц
Достижения
1. Он самостоятельно стоит и передвигается, держась за опору. Любит сползать на животе с дивана и забраться по наклонной плоскости или ступенькам вверх.
2. Малыш совершает сложные действия: снимает кольца с пирамидки и надевает их, любит открывать и закрывать коробочки, вкладывать что-нибудь в них, вынимать содержимое, комкать и рвать бумагу. Он уже находит и дает взрослому названную игрушку.
3. Кроха хорошо знает имена близких людей, произносит первые слова. Теперь он понимает не только отдельные слова, но и фразы.
4. Он очень любит картинки в книжках.
5. В это время дети удивляются, веселятся и начинают хохотать, когда видят что-то смешное.

Совет
1. Не спускайте глаз со своего малыша. Не оставляйте его одного на кровати. Обезопасьте все розетки и провода.
2. Покажите, как погрузить ложку в миску или чашку с водой. Пусть он поиграет. А чтобы ребенку было интереснее, положите в чашку кусочек льда. Пытаясь поймать ложкой лед, карапуз будет улучшать моторику.
3. Произносите любые короткие слова (дай-дай, ам-ам, бай-бай, пока-пока и т.п.), которые можно повторять ежедневно много раз. С их помощью ребенок может разговаривать с вами, а вы, в свою очередь, подтверждайте своими действиями, что поняли его.
4. Используйте специальные детские книжки с яркими крупными рисунками и толстыми картонными страницами. Сначала малыш будет использовать их не по назначению, но вы запаситесь терпением. Повертев книжку, постучав об пол, подергав за страницы, вобщем наигравшись вдоволь, можно приступать к обучению. Обращайте внимание крохи на картинки. Во время просмотра можете почитать ему короткие стишки.
5. Попробуйте понарошку попить из пустой чашки, надеть маленькую шапочку, попрыгать с одной ноги на другую. Это очень позабавит ребенка.

Двенадцатый месяц
Достижения
1. Теперь он самостоятельно ходит, умеет взбираться на ступеньки или невысокий стульчик, носит двумя руками не тяжелые предметы. 2. Любимое занятие малыша – освобождать и заполнять ящики, передвигать крупные предметы, опрокидывать, разрушать, тянуть за собой все, что только возможно. Ему очень нравится рисовать, раскрашивать книги, рисунки или стены.
3. Он начинает понимать слово «нет», но не всегда реагирует на запрет. Кроха активно осваивает речь, сопровождая слова жестами.
4. Малыш без конца экспериментирует со своим голосом и звуками. Он бормочет, кричит, визжит, стучит, по тарелкам, кастрюлям, стаканам – по всему, что попадается под руку.
5. Формируется чувство юмора. Например, если вы попросите дать мишку, кроха протянет вам руку с игрушкой, затем отдернет ее, спрячет за спину и будет улыбаться.
6. Он легко обучаем, запоминает название предметов, разученные действия, имена близких.

Совет

1. Включайте крохе ритмичную музыку, показывайте как танцуют по телевизору. Он с удовольствием будет повторять движения, выдумывать свои.
2. Чтобы «шедевры» не возникли на дорогих обоях бабушки или небыли нацарапаны на стенках гарнитура, советуем расклеить ватман соответственно росту «художника». И каждый раз, когда он будет рисовать на бумаге, щедро хвалите юного творителя и аплодируйте, закрепляя достигнутый результат.
3. Просите кроху выполнять простые просьбы: дай, покажи, достань ключи и т.д. Создавайте ситуации, которые вынуждают ребенка говорить. Используйте жесты, мимику, меняйте интонацию – все это облегчит взаимопонимание.
4. Наберитесь терпения. Малыш изучает себя и все что его окружает.
5. Чтобы однажды развивающееся чувство юмора «шутника» не поставило вас в тупик, советуем прочитать материал на эту тему в предыдущем номере журнала Кенгуру за май.
6. На прогулках посещайте компании таких же малышей. Дети в этом возрасте изучают друг друга, наблюдают, но редко играют вместе. Шаги к коллективизации ограничиваются обменом (или отбиранием) игрушек, повторением слов и действий друг друга.

алевтина
алевтина
Москва
343788

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ирина
Ирина
Спиридон
7 лет
Мытищи
Отличная статья и много дельных советов! А есть статья после 12 месяцев?
Пожаловаться
Екатерина
Екатерина
Москва
спасибо – как раз искала по месяцам развитие – а тут еще и с советами!
Пожаловаться
Катя
Катя
Новосибирск
ура-ура! моя доча развивается правильно. читала- и прям как про нас написано
Пожаловаться
алевтина
алевтина
Москва
))))))
Актуальные посты
кризис ребенка 1.5
слава ты растерзал мне тело и душу