Мама, я не хочу умирать! (Страх смерти- что с этим делать)

Мне не повезло, я стала бояться смерти в 9 лет. Что в этом невезучего, скажете вы? То, что я была взрослой, ну, не особо, но сказки уже не могли подсказать мне, как бороться со срахами. Да и не помагали мне родители с ними бороться, говорили, что я издеваюсь, обвиняя маму в том, что она меня родила, и теперь мне обязательно придется умереть.
А, вот, если бы мне рассказали сказку...
Для тех, у кого дети тоже бояться смерти- выручалочка.
Желаю счастливого детства.
***

«Капелька» (терапевтическая сказка)

Метафора, объясняющая ребенку, что такое смерть, что такое движение жизни в природе и как нам, взрослым, можно бережно и светло рассказать об этом нашим детям. В конце метафоры вы можете найти план ее составления и интерпретацию.

Вступление

Наши дети задают нам вопросы. И каждый детский вопрос очень важен для маленького человечка, ведь каждый наш ответ – это новый шаг ребенка в познании мира. Вот только отвечаем на эти вопросы мы по-разному: в зависимости от того, есть ли у нас сейчас время объяснять и что, на наш взгляд, из всего, что мы могли бы рассказать, малыш сможет понять. Поэтому, если нам кажется, что ответ на вопрос чересчур сложен, мы зачастую пытаемся ответить шуткой или коротким примитивным объяснением, а если проблема малыша вызывает у него тревогу – старательно отвлекаем, переводя его внимание на что-то другое. Но вопрос-то остается на бессознательном уровне, ответ не получен и проблема не решена!

Все мы пытались рассказать своим детям, откуда берутся горы, почему Земля не падает, почему днем светит солнце и куда под утро девается луна. Почему, почему, почему… И на каждый такой “Почему?” необходимо выдавать малышу полное и понятное “потому что…”. А если вопрос связан с тревогой малыша, то надо не просто ответить, но и успокоить ответом.

Не так давно у нас был такой случай. Умерла моя собачка. И мой мальчишка никак не мог понять, почему она лежит недвижима и не дышит. Я, как могла на тот момент, объяснила ему, что произошло. Потом мы вместе закопали ее, соорудив что-то вроде холмика, и посадили цветочки. При этом мы разговаривали о том, что наша Ладушка будет жить в наших сердцах и мы всегда будем о ней помнить. Все это отвлекло его от грустных мыслей. Прошло несколько дней, и малыш не вспоминал о происшедшем. Но по прошествии примерно полугода он вдруг начал разговоры о смерти. Он говорил о том, что боится умереть, спрашивал меня, зачем он родился, если все равно умрет. Я старалась не обсуждать с ним этот вопрос, полагая, что это не та тема, на которую стоит разговаривать с маленьким ребенком. Я отвечала ему, не как полноценному Человеку и Личности, коими каждый из нас является буквально с первых секунд своего рождения. Я просто его успокаивала, рассказывая сказки про молодильные яблочки, живую и мертвую воду и потихоньку переводила разговор на другую тему. Увы, это было моей ошибкой! Сказки, подтвержения правдивости которым он ни разу не встречал за все 4 года его жизни, не могли удовлетворить его потребности понять то, что он видел собственными глазами. Проходило немного времени, и он снова возвращался к этой теме. И его тревога возрастала. Он не получал ОТВЕТА!!!

Дорогие мамы и папы! Вспомните свое детство, вспомните свои ощущения приятной внутренней уверенности, когда, будучи маленьким человечком, вы чувствовали себя компетентными в интересующих вас вопросах! И вспомните ощущения неудовлетворенности от полученных от взрослых ответов, когда в душе поселяется растерянность и обида. “ Я хочу не такой ответ!!! Я уже большой и все понимаю!!!” – так однажды с горечью в сердцах выкрикнул мне мой 4-х летний сын, когда я не смогла внятно ответить на его вопрос. Он видел мою растерянность и чувствовал: то, что я ему рассказала – это далеко не все, что я сама знаю на эту тему. Тогда я стала рассказывать ему более подробно и, видимо, совсем непонятно. И тогда мой маленький мудрый человечек просто подсказал мне, как я должна была ему ответить. Он спросил меня: “Мамочка, а на что это похоже?”

И тогда у меня родилась эта метафора.

В виде сказки, рассказанной на ночь, содержащая в себе большое количество скрытых команд на спокойствие, уверенность, радость и одновременно дающая полный и доступный ответ на вопросы ребенка, эта метафора дала прекрасный терапевтический эффект. Может быть, она поможет и вам в общении с вашим ребенком на эту сложную для объяснения тему?

Сказка для Сашеньки на ночь

Эта история началась летом. Как-то раз, после жаркого солнечного дня, наступил теплый летний вечер, и все цветочки на полянке сложили вместе свои лепесточки и уснули. И протекавшая рядом речка, казалось, тоже решила вздремнуть – она журчала тихо-тихо, и даже громогласные лягушки и звонкие сверчки – эти ночные певцы – квакали и стрекотали тихо, просто наполняя влажный воздух ровным звуком. На полянку и речушку опустился туман. Спокойствие и умиротворение царило на земле, давая возможность отдохнуть и набраться сил всем, кто лег спать. Луна призрачно просвечивала бледно-желтым светом сквозь влажную пелену тумана. Ее контуры были расплывчаты и обманчивы. Спать…. Спать…. – вдыхала ночь.

Затем настало утро. Первые радостные лучики солнца разорвали туманную завесу, и туман начал таять, оседая ни листве, траве и в чашечках цветов капельками росы. Так в одном из цветочков родилась Капелька. Она перекатывалась в серединке цветочка, с любопытством смотрела вниз на землю сквозь лепестки и смеялась, радостно звеня. И цветочек тоже смеялся – ему очень нравилось, что в его серединке блестит Капелька.

Солнце поднималось выше и грело все сильнее. Становилось жарко.

– Как красиво я сияю в солнечных лучах, – радовалась Капелька.

– Спрячься от солнца, а то ты погибнешь, – волновался цветочек – солнышко высушит тебя и ты исчезнешь!

Капелька не послушалась. Солнечный лучик попал на Капельку, она становилась все меньше и, наконец, исчезла.

– Моя капелька пропала, она умерла! – расстроился цветочек. И все другие капельки, которые были в других цветочках, испуганно зазвенели: “Умерла!.. Умерла!..”

А Капелька и не умерла вовсе. Она превратилась в пар. Просто другие капельки не знали этого и не узнают, пока сами не превратятся в пар. И вот наша капелька в виде маленького туманного облачка поднималась на небо. А рядом с ней поднимались другие облачки, которые тоже когда-то были капельками. Чем выше они поднимались, тем становилось холоднее, и туманные облачка теснее прижимались друг к другу, чтобы согреться. В результате из них получилось большое облако. А капелек-облачков становилось все больше и больше. И в конце концов на небе родилась большая грозовая туча.

Подул ветерок, и туча загородила собой солнце. “Что происходит, что с нами будет?” – волновалась наша Капелька и другие капельки-облачки вместе с ней. Стало совсем холодно, и Капелька вдруг увидела, что другие туманные облачка опять превращаются в капельки! Те, которые были тяжелей, стали протекать сквозь тучу, отрывались от нее и падали вниз, на землю. Капелька почувствовала, что она тоже становится просто капелькой, становится тяжелей и тяжелей… “Мне страшно! Я погибну!” – испуганно закричала Капелька и тоже оторвалась от тучи. “Они умерли…умерли…”- испуганно шептали оставшиеся капельки, из последних сил держась за тучу. “Я умираю”, – говорила туча, и становились все меньше и меньше, рассыпаясь капельками дождя.

А наша Капелька летела по воздуху на землю вместе с другими оторвавшимися капельками и слушала их разговоры. “Кап, кап, кап, – говорили капельки – мы дождинки, мы делаем дождик!” “Это приятно – быть дождинкой, и совсем не страшно!” – радостно подумала Капелька, и в груди ее поднимался вихрь восторга. Но долго радоваться ей не пришлось – она звонко шлепнулась на землю. “Ой!” – вскрикнула она. “Надо говорить кап!” – поправила ее другая капля. Кап-кап-кап… приземлялись рядом другие капельки. Их становилось все больше, больше -и на земле родился ручеек. “Мы сделали свой ручеек!” – радовались капельки. Они бежали наперегонки, толкались и смеялись, и Капелька бежала и смеялась вместе с ними. И ручеек бежал по земле и звонко журчал… Пока не влился в речку. Умер? Нет! Много-много ручейков сливаются вместе в один поток, и так рождается речка. И одной из капелек воды в этой речке была наша Капелька. Она солидно и серьезно текла в общем потоке с другими капельками – ведь в речке не положено бежать и толкаться, как в ручье. И она ощущала собственную важность в этом общем процессе и очень собой гордилась. И солнышко светило на речку своими горячими лучами.

И так случилось, что Капелька опять попала под солнечный лучик, испарилась и превратилась в облачко пара. “Умерла…Умерла!…” – испуганно шептали другие капельки в речке. Но мы-то с тобой уже знаем, что она не умерла, а просто перешла в другое состояние. И она с радостью проделала уже знакомый ей путь без тени страха или сомнения. С такими же испарившимися капельками они опять создали тучку и вновь пролились дождиком на землю.

Капелька летела вниз с другими дождинками и собиралась вновь бежать ручейком и веселиться, но вдруг почувствовала, что шлепнулась на землю и провалилась под землю. “Ой!” – испугалась капелька, а другие капельки, которые не протекли под землю и образовали ручеек, испуганно зазвенели: “Умерла…Умерла!…” Ведь Капельки уже не было с ними и они не знали, что с ней стало, во что она превратится… Как часто незнание порождает страх!

А Капелька протекла глубоко под землю. Там было темно, много корней от растений и деревьев и течь было очень неудобно. Поэтому она остановилась и стала ждать – что будет. И вдруг Капелька почувствовала, что ее кто-то пьет. Она оглянулась – и увидела тоненький корешок, который прикоснулся к ней и тихонько выпивал ее водичку. “Ее пьют, она умирает…”- говорили друг другу другие застрявшие в земле капельки. А корешок выпил капельку до конца, и она побежала по стебельку растения, став его соком. “Вот это да! – удивилась Капелька. – Я теперь цветочек!” Да, Капелька стала теперь жить внутри цветочка. Горделивое спокойствие поселилось в ее сердечке – она стала частью прекрасного создания природы. Так она провела все лето. Настала осень. Цветочек стал увядать, его мочили дожди, трепал холодный осенний ветер. Цветочек лег на землю, и Капелька снова вернулась в землю. Она приготовилась вновь сидеть и скучать в земле, и ждать, когда ее выпьет какой-нибудь цветок или деревце, но дожди размочили землю, в ней собралось очень много капелек. Все вместе они опускались все глубже и глубже, и, в конце концов, родили под землей свой собственный подземный ручеек. Так Капелька узнала, что бывают подземные ручейки и даже подземные речки. Капелька много путешествовала под землей, перетекая из одной подземной речки в другую. Она узнала, что бывают подземные пещеры и даже подземные озера в этих пещерах.

Но однажды подземная речка вынесла Капельку на поверхность земли. Последние осенние лучи солнца погладили Капельку и она вновь испарилась и поднялась в тучку. На этот раз Капелька долго путешествовала в тучке по небу. А на земле в это время наступила зима. И вот однажды Капелька вновь почувствовала в своей тучке, что она становится тяжелой. Она сползла на край тучи и бесстрашно спрыгнула вниз. “Да здравствует дождик! Ура!” – закричала она. Но когда она полетела вниз, то почувствовала, как ей холодно. Капелька так замерзла, что сжалась и даже ощетинилась от холода – и стала снежинкой. И другие капельки вокруг тоже стали снежинками. Они стали легкими и кружились и порхали в воздухе, водя хороводы. “Какие мы стали красивые! Мы снежинки!!” – восторженно шептались они, медленно оседая на землю. А те капельки, которые еще остались на тучке и видели, как дождинки превратились в снежинки, со страхом шептали друг другу: “Посмотрите, что с ними стало, они, наверное, умерли!!!”

Наша Капелька-снежинка упала на крышу дома, который стоял на берегу реки. Той самой реки, в которой когда-то плавала Капелька. И Капельке захотелось похвалиться речке, какая она теперь красивая снежинка. Поэтому Капелька-снежинка подползла с попутным ветерком к краю крыши и взглянула вниз, туда, где протекала река. Но, о, ужас! Что стало с речкой?! Она не текла, как прежде, медленно и величаво, перетекая миллионами капелек. Она застыла, как стекло, скованная льдом. “ Наша речка умерла!” – шептались капельки-снежинки на крыше. Капелька готова была расплакаться, и остальные снежинки тоже. И когда лучик холодного зимнего солнышка коснулся снежинок, они все-таки заплакали и начали таять, вновь превращаясь в воду и стекая с крыши. Но была зима, было холодно, и они снова замерзли, застыли большой сосулькой, свесившейся с крыши. “Надо же, мы теперь, как наша речка!” – думали капельки-льдинки. Им очень хотелось обсудить между собой такое новое превращение – но ни говорить, ни шевелиться в сосульке они не могли. Им оставалось только молча удивляться и с любопытством наблюдать за тем, что происходит вокруг, вбирая в себя новый опыт.

Так и провисела сосулькой наша Капелька вместе с другими до самой весны. А весной солнышко нагрело сосульку и растопило ее. И капельки из сосульки весело закапали на землю, собираясь в ручейки. А ручейки бежали к реке. “Нам придется делать новую речку, ведь наша речка умерла” – говорили капельки в ручейках. Но речка тоже проснулась, ласково согретая весенним солнышком. Лед растаял, и соскучившаяся по движению река бурливо побежала меж берегов, принимая в себя все сбегавшиеся к ней ручейки. Дважды в год менялась речка, вся целиком превращаясь в лед зимой и в воду весной. Ей и не надо было испытывать так много чудесных превращений, которые постоянно происходили с Капелькой – у речки были совсем другие задачи в жизни, скучать ей было некогда. А капелька радостно кувыркалась в бурных весенних водах, умильно подставляя свои бока яркому весеннему солнышку и вспыхивая при этом искристым светом. “Надо же!” – удивлялась наша Капелька. – “Получается, что ничто не умирает! Все только изменяется и продолжает свое существование в новом виде! Это так здорово, и так интересно!”

Наступило лето. И снова потянулись ленивые жаркие дни. Вода в реке нагрелась, стала теплой. Было так жарко, что даже ночью, когда солнышко уходило спать и убирало свои горячие лучики, вода не остывала. И однажды ночью Капелька почувствовала, что ей слишком жарко и она не может больше быть в речке, ей хочется вырваться. И она вырвалась, превратившись в маленькое облачко пара. “Умерла…Умерла!…”- испуганно шептали ее юные соседки- капельки в реке. Но Капелька-то уже знала, что меняя свое состояние, она не умирает, а продолжает жить – в виде капли дождя, в виде снежинки, в виде сосульки, в виде облака или тучи. И каждое новое состояние замечательно по-своему, и каждое новое превращение чудесно необыкновенно!

А над рекой собирался влажный туман, закрывая от лягушек и стрекочущих цикад бледно-золотистое свечение луны. И Капелька была частью этого тумана. Она висела в воздухе туманным облачком, чтобы на утро проснуться капелькой росы в чашечке цветка. “Я уже была туманом…” – сквозь сон подумала Капелька.

Лениво квакали в ночной тиши лягушки и тихо-тихо журчала речка…

“Спать… Спать…. Спать….” – вздыхала ночь.

Проект психотерапевтической метафоры “Капелька”

Тема: страх смерти

Цель: не надо бояться того, чего не знаешь.

Собирательный образ: капля воды; круговорот воды в природе.

Встроенный контекст: Капелька уходит в другое состояние. Те, кто в этом состоянии остается, считают, что для них Капелька умерла. (Снежинка для капель воды).

Внушение: Смерти нет, меняется только состояние. Чтобы изменить состояние – надо покинуть тех, кто состояние менять не хочет.

Встроенные внушения: спокойствие;

уверенность в том, что все, что происходит – должно происходить;

смена состояний может приносить радость и удовольствие.

Поуровневое построение:

1.Сюжетная линия

2. Внушения

3. Переплетения

 



Наталия
Наталия
Гаррий
22 года
Россошь
0311771

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Алена
Алена
Дениска
25 лет
Владик
16 лет
Елисейка
12 лет
Машенька
7 лет
Усинск
Спасибо Наташ! Кинула в закладки, обязательно прочту мальчишкам!!!