Игрушки для своевременного развития
Игры со шнурками: готовим руку к письму
Шнуровки – зачем они?
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.
Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается«незаконченная» картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы сбукетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали:грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п. Второй видшнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные издерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которыхпроделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки иинструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани деталидомиков, книжек и т.п., которые предлагается соединить с помощьюшнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая«картина». Таков, например, «Теремок» – игрушка, разработанная еще М.Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек сошнурками.
Для того чтобы сделать правильный выбор из всего этого многообразияигр-шнуровок, прежде всего, нужно разобраться, какие задачи должнауспешно решать такая игра.
Когда в семье появляется малыш, многие родители начинают судорожнохвататься за книги по детскому развитию, уделяют большое количествовремени и сил изучению авторских методик: Р. Штайнера, М. Монтессори,Г. Домана, С. Лупан… И в конечном итоге большинство из них (конечно,если они прислушиваются к своему ребенку, внимательно наблюдают за ним)приходит к выводу, что раннее развитие означает не чтение и письмо в 2- 3 года, а развитие мозга ребенка, его познавательных способностей.Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому,будь то иностранный язык, письмо или математика.
Как ни странно, но как раз об этом и говорят нам авторы известныхнаправлений раннего развития. В перечисленных методиках есть важнаяобщая составляющая. Все они уделяют огромное внимание гармоничномупсихофизическому развитию малыша. Хотим развить интеллектуальные,творческие, художественные способности? Тогда давайте подвигаемпальчиками рук: будем перебирать предметы, переливать водичку избаночки в баночку, просто порежем бумагу… И не обязательно, чтобыбыла цель у этих занятий. Маленькие дети выполняют подобные действия сбольшим энтузиазмом, поскольку координация между зрительной и моторнойфункциями уже составляет большое достижение для них. Для ребенкапсихическое и физическое развитие слиты воедино. Если мы будем уделятьвнимание одному аспекту, ущербность второго, в конечном итоге, скажетсяи на той способности, которую мы стремимся развить.
Монтессори предлагает необычный способ обучения письму. Она проситмалыша пальчиками рук ощупывать буквы, вырезанные из шероховатойбумаги. Или «нарисовать» буквы резиночками на доске с гвоздиками. Илипоиграть в игры со шнурками. И все это потому, что письмо требуетсложнейших мелких движений пальцев, которые теснейшим образом связанныс высшими психическими процессами. Монтессори много говорит о такназываемом «спонтанном» письме. При должной подготовке сенсомоторики иразвитии руки, ребенок в определенный момент начинает спонтанно писатьбуквы, например, палочкой на песке. Когда это произошло, ребенку можнодавать в руки карандаш и закреплять навык.
Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развитияустной речи. Уровень развития речи детей постоянно коррелирует состепенью развития пальцев рук. Возраст от 2 до 6 лет являетсясензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природногоразвития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры сверевочками, бусами, игрушками-проталкивателями. Самое интересное, чтомалыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересновозиться с маленькими предметами: пупсиками, крупинками, бусинками,веревочками, маленькими кусочками ткани. Шнурование отвечает ихестественной потребности, поэтому оно – незаменимый способ развитиямелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия,усидчивости и внимательности.
Примеры игр со шнурками.
Итак, мы поняли важность развития рук ребенка и готовы использоватьигру-шнуровку, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме датьмалышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взглядигрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной.Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобыему понравилось новое предложенное вами занятие?
Прежде всего, вспомним: дети обожают «взрослые» игры. Большинствомалышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать,вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты – обычное деловзрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, ималышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать.
С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверек собирал себе плоды на обед.
К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания,содержащие схемы, по которым нужно «собрать» игрушку, и образцы узорови орнаментальных переплетений. Ребенок постарше (3 – 4 года) можетвыполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольнойдеятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственноеориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, илипопробовать пришнуровать детали игрушки не так, как указано в схеме.Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет!