Учим буквы с года по методике Льва Толстого

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, создатель не только талантливых произведений, но и «Азбуки» для детей. 

Учим буквы с года по методике Льва Толстого

Его «авторский» метод обучения чтению — результат многолетней педагогической практики. В основе методики лежит складовое чтение. Л. Н. Толстой   полагал, что сначала нужно было учить детей выделять звуки в словах, потом складывать звуки в слоги, а потом уже читать слова по слогам. Используя скороговорки, считалки и потешки, он учил раскладывать слова на звуки, тренируя звуковое восприятие и произношение ещё до изучения букв. 

Исходя из этой методики, можно сказать, что чтению малыша можно обучать, с года, через игру. Для начала на стену можно повесить плакат-азбуку с яркими картинками. 

Учим буквы с года по методике Льва Толстого

Ваша задача   просто назвать букву, на которую указывает ребёнок, а не стараться многократно повторять её, чтобы ребёнок   быстрее запомнил. Затем вы уже можете организовывать занятия с магнитной азбукой, кубиками с буквами, карточками с буквами. 

Учим буквы с года по методике Льва Толстого

Просите ребёнка дать вам карточку или кубик, где   изображена   та или иная буква. Затем предлагайте ребёнку искать знакомые буквы в книжных заголовках, на уличных рекламных щитах и вывесках. Придумывайте игры с буквами. Предложите ребёнку из спичек сложить букву «Н», а потом переложите спичку так, чтобы получилась буква «П» и так далее. 

Учим буквы с года по методике Льва Толстого

Очень полезным для запоминания букв является выкладывание их из мозаики, пуговиц, горошин, камушков, можно лепить буквы   из пластилиновых колбасок.   Это полезно и для развития мелкой моторики, и увлекательное занятие по изучению букв. 


Учим буквы с года по методике Льва Толстого

Оригинальный способ запоминания букв – сделать карточки с   «тело-буквами»

Учим буквы с года по методике Льва Толстого

Как только ребёнок усвоит алфавит, приступайте к складыванию слогов. Но, для успешного освоения, обучайте ребёнка произносить звуки, а не согласные буквы.

Произносите   буквы так: «Б»,   а не «БЭ», «Л», а не «ЭЛЬ», «Х» а не «ХА». Это нужно для того, чтобы произношение слогов было более естественным, чтобы ребёнок не путал в последствии название слов при чтении, например, вместо «КРОТ»   — «КАЭРОТЭ»

Начинаем складывать слоги из двух букв. Лев Толстой предложил складывать слоги на каждую букву алфавита, например: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и.т.д. Четко проговаривайте слоги, медленно   внятно артикулируйте, водите пльцем вдоль написанного слога.


Учим буквы с года по методике Льва Толстого

Для успешного обучения играйте с ребёнком в следующую игру. Для этого используйте крышечки из-под детского питания   или любые другие.   Изнутри присоедините буквы из магнитной азбуки или смастерите буквы из картона. 

Переворачиваем каждую крышку и просим ребёнка найти ту или иную букву.  Ребёнок   поднимает крышки, ищет, под которой из них спряталась   заданная вами буква. Обязательно озвучивайте найденную ребёнком букву: «А это что за буква? Если ребёнок отвечает верно, то хвалите обязательно, но просите найти именно заданную букву. Следующим этапом игры будет составление слогов. Обязательно ритмично   проговаривайте их вместе с ребёнком.

Учим буквы с года по методике Льва Толстого

В дальнейшем от двухбуквенных слогов переходите к трёхбуквенным: «ГОР», «БОР», «РОТ», «КОМ». В начале процесса обучения чтению ребенка не используйте в играх йотированные буквы, а также буквы „й“, „ь“, „ъ“.   От слогов из трёх букв переходите к четырехбуквенным слогам: «ГОРА», «НОРА», «МАМА», «ПАПА». 

Следующим этапом обучения будет сложение слов из слогов и разбивание слов на слоги. Здесь уже можно активно использовать азбуки, буквари для чтения по слогам. Если ребёнок уже хорошо усвоил складывание слов из слогов, то задание можно усложнить, демонстрируя   ребёнку то, что при замене в слове одной буквы получается новое слово: «СТО-Л – СТОГ», «МАЙКА – ЧАЙКА».

Покажите ребенку, что, заменив в слове всего лишь одну букву, оно превращается   в новое слово: „СТОЛ-СТОГ-СТОП“, „МАЙКА-ЧАЙКА- ГАЙКА“, „МИШКА-“МИСКА».

Учим буквы с года по методике Льва Толстого


Используя такие методы ваши занятия вместе с ребёнком станут полезными и увлекательными.


Сабина
Сабина
Курбан
12 лет
Кизляр
452217885

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Светлана
Светлана
София
10 лет
Ивантеевка

Боже, буквы-с года??? Ребеночку не нужны буквы в этом возрасте! он познает мир! в мире столько всего интересного! всего-всего!!! можно рассматривать бабочку-а о том, что она с буквы БЭ начинается(звук Б)-это в школе надо учить его, когда в 7 лет ребенок ПСИХОЛОГИЧЕСКИ готов, возраст подошел-УЧИТЬСЯ, откройте психологию, мамочки!!!.. а до 7 лет-игра, игра и еще раз игра! развитие, чувств, эмоциональности, ПЕРЕЖИВАНИЙ.именно то, что ребеночек переживет, то и поймет!!! ему надо заложить базу, а не буквы… Раннее развитие в виде изучения букв-это вред.Я педагог со стажем и мама 2х детей.Дети очень сообразительны, ничего не потеряли, что с года букв не учили! Более того- развиты и любознательны они не по годам, т.к.больше сказок слушали и песенок, пели, рисовали, танцевали, играли, играли, играли!.. Как сказал великий Альберт Эйнштейн-" Игра — это высшая форма исследований."

Пожаловаться
Светлана
Светлана
София
10 лет
Ивантеевка

вот ссылка на статью ПСИХОЛОГА- про дошкольный возраст деток и их потребности в обучении и развитии! прочитайте, это займет 4минуты!

Пожаловаться
Валерия
Валерия
Дарик
6 лет
Краснодар
Светлана 

И вот еще на ту же тему от психолога Катерины Мурашовой:

Еще пару слов скажу про интеллектуальное развитие. Есть два критерия маркировки развития общего интеллекта дошкольника.… У дошкольника две вещи маркируют развитие общего интеллекта –сложность ролевой игры, которую может организовать и провести ребёнок. Чем сложнее ролевая игра, которую может организовать и провести ребёнок, тем выше развитие его общего интеллекта. ...

Второй критерий – сложность вопросов, которые задает ребенок. Чем сложнее вопросы, которые задает ребенок, тем выше его общий интеллект. .....

Никаких других критериев нет вообще. Скорость, с которой ребенок складывает пазлы, количество стихов, которые знает ребенок, его умение читать, писать, брать интегралы – ничего, только две вещи – сложность ролевой игры, которую он может организовать и провести, и сложность вопросов, которые он задает. Больше не играет ничего.

Тут полный текст интервью

Пожаловаться
Барабулька
Барабулька
Воронеж
Валерия 

Я с вами абсолютно согласна!!!

Пожаловаться
Валерия
Валерия
Дарик
6 лет
Краснодар
Барабулька 
Вообще оригинальность той азбуки была не в ее приспособленности для малых детей, а в чтении по звукам, а не по буквам того времени ( аз, буки, веди) — по той старой системе многие дети вообще не способны были научиться читать
Пожаловаться
юлия
юлия
Херсон
Очень хорошая методика! нам 1.6 и мы почти все буквы знаем!
Пожаловаться
Елена
Елена
Младшенькая
10 лет
Белокуриха
Я старшую дочку так с 1,4 буквам учила. Чисто интуитивно. В 4 года дочь уже хорошо читала. Даже и не знала, что это методика Толстого.



Пожаловаться
ElenaDemetra
ElenaDemetra
Ставрополь

Где купить азбуку Л.Н. ТОлстого? Я знаю ее сейчас переиздали. Очень много о ней наслышана и начитана.

Пожаловаться
elena Яламова
elena Яламова
Москва

Занятие длится не более 2 мин .

Пожаловаться
elena Яламова
elena Яламова
Москва

Девочки, обучать можно начинать с 6 месяцев, ребенок вначале запоминает визуально, а после уже озвучивает осознанно))))

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Темиртау

С 1 года это очень рано! Ребёнок неусидчивый, не заставишь с игрушками играть, я думаю что не раньше 2 лет надо начинать обучать

Пожаловаться
ЧиЧикака
ЧиЧикака
Балашиха
ничего подобного… так говорите, как будто в 2 года он будет усидчивей… по моему наоборот))), хотя… у кого как. Во первых всё происходить должно в игровой форме, во вторых не часами, а по несколько минут в день, ну и в треттьих, я со своим ребёнком живой для этого пример- к 2 годам мы знали все буквы, разумеется помимо всего остального. Ничуть не хвастаюсь этим, а опровергаю вашу мысль, написанную выше



Пожаловаться
Анна
Анна
Санкт-Петербург

По этой методике мой дедушка научил меня к 3м годам бегло читать. Но у нас была целая азбука Льва Толстого. Своего ребенка я тоже хочу обучить чтению рано, очень влияет на грамотность и речь.

Пожаловаться
Юська
Юська
Херсон

со скольки начали?

Пожаловаться
Анна
Анна
Санкт-Петербург

Научил не более чем за лето

Пожаловаться
Наталья
Наталья
Нижний Новгород
Интересно)
Пожаловаться
Ольга Стрелкова
Ольга Стрелкова
Ульяна
11 лет
Солнечногорск
Наш в 2 уже почти все буквы знал, тоже на стенку плакат повесила, он постоянно подбегал и спрашивал) потом звуковой плакат купили, нажимаешь и букву озвучивают) конечно детям с мамой интересней) потом английский плакат повесили, потом английский звуковой подарили. В комнате висит 4 плаката теперь, еще и пол-мазайка английский алфавит. Не выкидывать же раз подарили)))
Пожаловаться
Юська
Юська
Херсон

со скольки начали?

Пожаловаться
Гульнара
Гульнара
Радмир
12 лет
Амелия
10 лет
Казань

Старшего сына именно так и учила в три года буквы все знал и уже писал их.

Пожаловаться
Янчик
Янчик
Виктор
8 лет
Серпухов
мы так и учим и не только буквы но и цифры фигуры цвета
Пожаловаться
Рыжулька Красотка
Рыжулька Красотка
Доченька
9 лет
Набережные Челны

беру на заметку очень полезные советы) тоже стала со спичек правда сама докумекала

Пожаловаться
Ёжик ВГолубомХалате
Ёжик ВГолубомХалате
ЕжонокСовуня
10 лет
ЁжикСнегирь
9 лет
ЕжонокЛазоревка
7 лет
Чудо
5 лет
Пермь
Мы их уже с 3 месяцев учим