Готовимся к школе: 6 проверенных методик, которые помогут просто и быстро научить ребёнка читать

467
0
87

Педиатры рекомендуют раньше 4 лет даже не думать о чтении – не нужно нагружать занятиями ни себя, ни малыша. А вот в 5–6 лет уже можно начинать осваивать буквы. В этом возрасте дети умеют составлять фразы, говорить предложениями и различать звуки. Да и школа приближается, а при поступлении в первый класс очень приветствуется навык чтения.

Как научить ребёнка читать
Есть шесть популярных методик, которые помогут быстро и просто научить малыша читать.

Но нужно учесть, что все дети разные. И не каждый пятилетка готов к обучению. Поэтому лучше проверить его готовность. 

‍Готов ли ребёнок учиться чтению

Чтобы узнать это, родителям нужно понаблюдать за малышом, поговорить с ним, а затем самим ответить на несколько вопросов.

  • Понимает ли он, что такое «право» и «лево», может ли показать обе стороны? То же самое с понятиями «верх» и «низ». Это важно, потому что читаем мы слева направо и сверху вниз.
  • Умеет ли различать понятия «большой» и «маленький»?
  • Может ли сгруппировать предметы по размеру – поделить на большие и маленькие?
  • Различает ли формы? То есть может сказать, что два каких-то круглых предмета похожи между собой, а круглый и квадратный – нет?
  • Как легко и быстро выполняет 2–3 просьбы сразу? Например: найти жёлтый карандаш, затем взять альбом и нарисовать солнышко.
  • Правильно ли малыш строит предложения? 
  • Правильно ли произносит звуки?

Желательно, чтобы малыш не картавил и не шепелявил, иначе у него сложится неправильная ассоциация букв со звуками. Если такие проблемы есть, нужно позаниматься с логопедом.  

  • Умеет ли пересказать ситуацию, которая произошла с ним самим (или которую услышал)? Например: «Утром мы бежали за автобусом, но он не дождался и уехал. Мама переживала, что мы опоздаем, поэтому вызвала такси. И мы приехали в сад на такси».
  • Может ли рассказать свои впечатления от мультфильма или детского праздника?
  • Слушает ли внимательно и не перебивает?
  • Бывает, что рифмует слова?
  • Берёт ли сам в руки книгу, рассматривает, листает по собственной инициативе?

Если на большинство вопросов ответ положительный, то малыш готов к обучению. И пришло время подготовиться родителям, ведь учить чтению тоже нужно правильно. Иначе можно отбить интерес к буквам и книгам, либо закрепить неверные привычки.

Методики обучения чтению

Изобретать свои способы обучения не нужно, педагоги и методисты разработали методики, которые уже проверены временем и детьми. Большинство основано на игре – это главное требование к усвоению знаний дошкольниками. Есть шесть популярных методик, которые помогут быстро и просто научить малыша.

Кубики Зайцева

Методики обучения чтению
Научить малыша чтению можно только одним способом – совместной игрой. Фото: Shutterstock / FOTODOM

Этому способу уже не один десяток лет. Обучающий набор состоит из 52 кубиков. На каждом из них изображены склады (то есть сочетания согласной и гласной буквы, либо согласной с твёрдым или мягким знаком). Кубики различаются по цвету и размеру: на больших написаны твёрдые склады, а на маленьких – мягкие.

Из них можно составлять слова, но для начала нужно просто произносить склады. Пусть малыш чётко повторяет за родителем, запоминает, а затем и сам читает на кубиках.

Теремки и складушки Вячеслава Воскобовича

Эта методика построена на использовании кубиков с буквами, а также теремков – коробочек без «крыши», на гранях которых нарисованы буквы. Коробочки сделаны так, что в них можно вставлять кубики, при этом буква кубика будет «выглядывать» в окошке. И получаются слоги. Если составить нескольких теремков в нужной последовательности, то образуется слово. 

Кроме того, у Воскобовича есть книжка с изображениями слогов, четверостишиями о них и песнями. Она называется «складушка», потому что малыш учится узнавать и складывать слоги. Задача родителя – показывать картинку и произносить соответствующие склады. Если есть желание, по «складушкам» можно довольно быстро (всего за месяц) научить читать шестилетку.

Карточки Домана

Необычная методика подразумевает запоминание целых слов. На первых 15 карточках написаны простые слова. Мама показывает карточку, произносит чётко и громко слово и через 2 секунды прячет карточку. После освоения простых слов переходят к карточкам с более длинными словами. А после них – к запоминанию словосочетаний.

Некоторые педагоги считают, что карточки Домана хорошо развивают память, расширяют словарный запас. Но учиться чтению лучше начинать с букв и слогов.

Методика Елены Бахтиной

Чтобы её попробовать, нужно распечатать или нарисовать самим листочки одного цвета с гласными звуками и другого цвета – с согласными. На одном листочке – один звук. Далее ребёнку предлагается складывать звуки парами – так он будет образовывать слоги.

Например: «Б» подружилась с «А», получилось «БА». В течение дня этот слог нужно повторять, произносить, смотреть на листочки, разъединять пару и снова складывать. Главное правило: начинать со слогов, которые заканчиваются на. А потом переходить к тем, что заканчиваются на согласную.

Среди слогов с гласными тоже есть более простые для малыша и более сложные. Начинать лучше со слогов с окончанием на буквы о, а, и, у, ы, э. И только после этого переходить к сочетаниям с буквами е, ё, ю, я.

Методика Марии Монтессори

Необычность методики в том, что ребёнок сначала «пишет» букву, а затем произносит её. Пишет, конечно, условно: он обводит пальцем контур букв на картонных табличках. Сначала изучаются согласные и гласные буквы, а затем складываются слова. Такая методика заодно развивает мелкую моторику, а значит, ускоряет процесс обучения и анализа.

Методика Ольги Соболевой

Новаторство автора – начинать не с букв, не со слогов и даже не со слов, а сразу с текста. Методика предлагает разбирать с ребёнком простейшие тексты, так как пятилетние дети уже могут удерживать внимание на строчке текста.

Взаимодействие с текстом можно построить по-разному: воспринимать глазами, на слух или на ощупь. Так малыш учится концентрировать внимание, держать в памяти несколько слов и фантазировать. Автор уверена, что чтение «понарошку», когда поначалу дошкольник запоминает строчку и «читает» по памяти, постепенно переходит в реальное.

Какую бы методику вы ни выбрали, обучению должна предшествовать подготовка. Ею можно заниматься с двух лет.

Подготовка к началу чтения

Подготовка к началу чтения
Родителям нужно запастись методиками, карточками и кубиками, а также терпением.

Любителям раннего развития детей не нужно расстраиваться из-за цифр подходящего возраста – 5–6 лет. До этого момента тоже можно заниматься с малышом. Это важный период подготовки.

Задолго до чтения малыша можно научить различать, из каких звуков состоят слова. Для этого есть весёлое упражнение: называть слово, а затем по порядку перечислять звуки, из которых оно состоит. Дети с двух лет любят повторять звуки и приходят в восторг, когда мама гримасничает – активно использует губы и щёки для чёткого произношения.

Важно развивать и чувство ритма. Как? Музыкой и танцами. Периодически включать ритмичную музыку и с весёлым настроением показывать малышу движения – попросту говоря, быстро танцевать.

Ошибки в обучении чтению

Принцип «от простого к сложному» обычно понимается интуитивно и не нарушается. Логическая цепочка обучения: буквы – слоги – слова – предложения. Но часто ошибки допускаются в произношении и объяснении. Вот самые распространённые.

  1. Называть буквы в стиле «пэ», «мэ», «эл» и так далее. Конечно, формально это правильно (с точки зрения русского языка), но малышам это затрудняет чтение. При таком объяснении слог «ма» малыш будет произносить как «мэа», а слово «мама» – «мэамэа». Поэтому называем буквы просто, как твёрдые звуки: «м», «л», «б». Позже малыш узнает, что буква и звук – это разные понятия, а одна буква может звучать по-разному (твёрдо и мягко). Но в первые месяцы обучения правила фонетики только мешают.
  2. Подсказывать в стиле: «Б и А – что получится?». Подобные вопросы разъединяют буквы и мешают складывать слоги. Если дошкольник затрудняется назвать слог, лучше предложить ему выбрать: «Это БА или МА?». Это поможет сориентироваться и вспомнить, если вдруг малыш забыл одну из букв в слоге.

Если не повторять этих ошибок в обучении и весь процесс строить в игровой форме, то успех гарантирован. Педагоги разработали простые упражнения, которые можно использовать в ежедневных занятиях.

Упражнения для обучения чтению

Упражнения для обучения чтению
Все советы направлены на то, чтобы чтение встроилось в обычную, повседневную жизнь.
  1. Слова на звук. Вы называете звук, а малыш должен придумать слово, которое начинается с этого звука.
  2. Слова на букву. Теперь вы называете слово и просите малыша придумать следующее, которое начинается с последней буквы предыдущего.
  3. Где звук? Договариваетесь с малышом, какой звук ему нужно распознать в словах. Дальше произносите любые слова, а ему нужно внимательно слушать и хлопать в ладоши, когда услышит нужный звук.
  4. Буквы из подручных материалов. Рисуйте буквы на песке или на земле во время прогулки. Или собирайте их из камешков, бусинок, кубиков, клубков пряжи – что есть под рукой.
  5. Соревнование. Кто больше придумает слов на определённую букву. Можно менять условия: сузить тематику слов, использовать только имена.
  6. Кузовок. Предложите малышу сложить в корзинку или коробку предметы, названия которых начинаются на определённую букву. Сначала осмотритесь в комнате и выберите подходящую букву.
  7. Стикеры. Крупно нарисуйте на ярких стикерах гласные или согласные буквы и попросите малыша наклеить их на те предметы в доме, названия которых начинаются с соответствующей буквы.
  8. Пение. Пойте гласные буквы, тяните вместе: «а-а-а-а», «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и-и» и так далее.
  9. Эхо. Нарисуйте на карточках слоги или возьмите набор готовых, показывайте карточку малышу, называйте слог и просите повторить. Затем можно поменяться ролями. Обычно малыши любят сами показывать карточки и ждать их озвучивания от мамы.

С этими упражнениями обучение будет проходить быстро, весело и почти незаметно. Если же малыш уже выучил буквы и слоги, а читать сам не хочет, можно попробовать некоторые хитрости.

Если ребёнок не хочет читать

Не все дети хотят читать. Увлечь их помогут простые «уловки».

  • Попросите почитать вслух младшему братику или сестрёнке. Либо бабушке, пока та готовит обед или рукодельничает. Можно объяснить, что малыши сами не умеют, а у бабушки уже плохое зрение, но послушать сказку всем хочется.
  • На видное место в доме повесьте список прочитанного или трекер ежедневного чтения, чтобы вся семья видела прогресс.
  • Заведите семейные «читательские билеты», в которых каждый будет записывать прочитанные книжки.
  • Попросите продиктовать рецепт из журнала или книги, когда вы готовите. Готовить можно и вместе.
  • Просите изучить этикетку: «Посмотри, где сделано? Прочитай состав».
  • Ходите в магазин со списком продуктов, который будет зачитывать малыш.
  • Соберитесь в путешествие и предложите узнать из книги или статьи о новом месте.
  • Вырежьте из газеты или ненужных журналов отдельные слова (лучше из заголовков) и попросите составить из них самые несуразные, смешные фразы.
  • Играйте с детьми в настольные игры, где есть тексты с заданиями, легендами, историями героев и так далее.

Все эти советы направлены на то, чтобы чтение встроилось в обычную, повседневную жизнь.

Научить малыша чтению можно только одним способом – совместной игрой. Так как у дошкольников игра – ведущая деятельность, то все упражнения и занятия должны быть в весёлой, игровой форме. Родителям нужно запастись методиками, карточками и кубиками, а также терпением.

Фото: Depositphotos, Рexels (за исключением указанного особо)

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 87
Ольга
Добрый день, девочки!
Столько комментариев под данной темой.  Тема всегда актуальная)) Рано или поздно перед всеми родителями встает вопрос обучения чтению своего ребенка. 
Хочу поделится нашим опытом. Нам порекомендовали вот такой курс. Называется он Бузачтение. Мы его прошли, но ссылку я сохранила) Вот - https://kurs-na-mayak.ru/ За лето наша дочка научилась самостоятельно читать. Именно самостоятельно, т.к. методика и разработана с таким упором. Ребенок самостоятельно втягивается в историю с бузайцами (это персонажи курса) и занимается, настолько затягивает процесс обучения. Курс платный, мы не жалеем потраченных денег. Пробуйте, потом делитесь комментариями!))
Моника
Приехала к нам родственница мужа значит, дети играют, добрались до книжек, она и спрашивает на полном серьозе умеет ли дочка моя читать?! К слову дочке 3.8))) ну и да, ее дочке ровно 3года и она знает буквы и кажется умеет читать простые слова, состоящие из нескольких букв) Я с гордо поднятой головой сказала, что не считаю необходимым учить такого маленького ребенка читать, и начнем это делать годам к 5! Она и передумала хвалиться данной умелкой... Как вы считаете КОГДА ПОРА?📚
Анастасия
Старшая не хочет читать. Балуется, притворяется, что не знает буквы и слоги. Начинает ныть и психовать. Я каждый раз нервничаю. Тут заставила мужа с ней заниматься. Предложил ей поиграть в записки. Написал 5 штук, в последней было написано, где находится вкусняшка. И знаете, она все прочитала, нашла все записки и съела вкусняшку. Причем игра ей очень понравилось, она не капризничала и просила ещё написать записки. Вот что значит мотивация
Мамик

Я скоро с ума сойду. Сын ну ни в какую не хочет учиться читать! В саду записались в платный кружок в том году. У всей группы отлично продвигалось, успехи делали, а моему хоть бы хны. В этом отдала в абвгдейку. Тоже самое!!! Прям стыдно уже становится! И в саду, и в школе все дети читают уже, а мой на слоги как баран на новые ворота смотрит и мекает. Написан слог МИ, читает РО. Спрашиваю это какая буква? А эта? Буквы называет правильно. Тогда откуда ты блин взял РО???? Уже сил никаких моих нет! Как только я за эти 2 года не пыталась, все ему побоку! Пробовала разные методики, в саду воспетателей терроризировала как надо, как правильно и т.д. Теперь в школе учителя мучаю, все говорит вы правильно делаете. А раз правильно, то почему так??? Каждый раз после занятий спрашиваю у учителя, ну как он сегодня? Ответ один — никак! В конце месяца будет собрание в школе, так сказать демонстрация новых знаний и успехов. Да фиг я туда пойду! Позориться не собираюсь… Обидней всего то, что ребенок то не глупый ни разу. Все кто с ним знакомится(что в саду, что в школе, что на улице), все взрослые всегда спрашивают как и чем я с ним занимаюсь, что мальчик такой развитый и сообразительный не по годам. А ничем! Он и есть такой, котелок варит. Но что касается учебы… баран. Пыталась мотивировать разными способами, и игрушки новые, и вкусняшки, и денег и пиз***лей обещала, и чего только не придумывала. До лампочки. Это просто крик души, последние капли нервов, все чаще появляются мысли об отцовском ремне. Но бить то не вариант! Девочки, кто сталкивался с такой проблемой???
Наталья Нелевина

очень полезные рекомендации


Загрузить еще